ЧАСТЬ 1: Северная столица или отчет о поездке в Санкт-Петербург.


 
   <<   В начало      |    <   События     |      Санкт-Петербург, часть 1                                                                                                                                                                                                    Далее   > 
          Захотелось на майских праздниках куда-нибудь съездить - сменить обстановку, мир посмотреть, да и себя показать. Решение куда поехать родилось быстро: конечно же в Питер, тем более, что раньше в этом чудесном городе я не был, но наслышан о его красоте. Осмотреть все достопримечательности Северной столицы за три дня невозможно, поэтому решено было ограничиться обзорной экскурсией по городу, Эрмитажем, Петропавловской крепостью, Кунсткамерой, экскурсией на кораблике по рекам и каналам города и, разумеется, Петергофом. Хотелось бы съездить в Павловск, Царское село и Кронштадт, но это в следующий раз.

        Отъезд из Москвы был запланирован на 22 часа на проходящем поезде, а в Петербург мы прибыли в 6 утра уже следующего дня. Город встретил теплой и солнечной погодой, и на протяжении всех трех дней она не изменилась, в отличие от Москвы, где было прохладно и дождливо.

Московский вокзал. г.Санкт-Петербург


       Несмотря на раннее утро, мы успели позавтракать, осмотреть окрестности Московского вокзала и даже прогуляться по Невскому проспекту. Изначально вокзал в Петербурге назывался Николаевским, и только в начале 1930 года он получает свое современное название - Московский.

Бюст Петра I в холле Московского вокзала. г.Санкт-Петербург


       К 10 часам утра возвращаемся к бюсту Петра I в холле вокзала, откуда отправляемся в сторону Эрмитажа.

Бюст Петра 1


       Выходим на Площадь восстания (бывшую Знаменскую - по названию церкви, на месте которой сегодня разместилась станция метро Площадь Восстания). Внешний вид площади окончательно сформировался после открытия в 1851 году железной дороги Петербург - Москва и строительства вокзала откуда отправлялись поезда в Москву. Ранее на площади Восстания стоял памятник Александру III (1909 год), а теперь обелиск в честь 40-летия Победы.
       25-26 февраля 1917 года на площади проходили демонстрации и митинги под антиправительственными лозунгами. На второй день по демонстрантам открыли огонь, что стало поводом к началу вооруженного восстания, приведшего к отречению Николая II. В память об этих событиях площадь в 1918 году была переименована в Площадь Восстания. Вот такое историческое место. Ходят слухи, что на площадь планируют вернуть памятник царю, а обелиск куда-то перенести.

Набережная Невы. г.Санкт-Петербург


       Отъезжаем на метро на Дворцовую набережную, откуда, обогнув Зимний дворец, подходим к входу в Эрмитаж.

Вывеска. г.Санкт-Петербург

       Первоначально планировалось посетить музей во второй день поездки, но из-за праздничных мероприятий на Дворцовой площади решено было изменить последовательность экскурсий.



      Эрмитаж



       Эрмитаж занимает целых шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы. Ведущее место в этом ансамбле занимает Зимний дворец - резиденция русских царей, построенный в 1754-1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли, в стиле русского барокко, который еще называли Елизаветинским по имени заказчицы. Современный Зимний дворец – третий по счету, первый стоял примерно там же.
       В музейный комплекс входят также: восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище. Само слово "эрмитаж" в переводе с французского, означает "пустынное убежище", "приют отшельника". Первоначально императрица Екатерина называла так несколько уединенных комнат, где она в кругу самых близких друзей любовалась собственной картинной галереей. Со временем экспонатов становилось все больше, пока коллекция не стала одной из самых больших в мире.

Вид на Зимний дворец. г.Санкт-Петербург


       На набережной выстроилась целая вереница туристических автобусов и огромная очередь из туристических групп. Местные стражи порядка лимитируют пропускную способность, передвигая металлический щиток и запуская по несколько человек, при этом каждому необходимо пройти через "рамку" и показать содержимое сумки. Учитывая печальную историю с "Данаей" Рембрандта - это делать не лишне…

Вывеска. г.Санкт-Петербург


       На первом этаже удивило наличие большого количества компьютерной техники с электронными планами экспозиций, описанием выставок. И все это под гордым логотипом IBM.
       Осмотр экспозиции начали с Иорданской галереи на первом этаже, которая построена в стиле русского барокко, а называется так благодаря тому, что по ней проходил крестный ход к Неве. В праздник Крещения над прорубью устанавливали так называемую Иордань - сень для водосвятия, где проходила церковная служба.

Бо..о..льшая ваза в Иорданской галереи. Эрмитаж. г.Санкт-Петербург


       Решено было первоначально осмотреть второй этаж, а затем вернуться на первый с обязательным посещением античных залов. Фотографировать Эрмитаже практически везде разрешено, запрет есть только на использование вспышки при съемке картин и фотографирования специализированных выставок частных коллекций, которые иногда здесь проходят. Для полного осмотра всего Эрмитажа желательно выделить целый день, поэтому мы ограничились только самым интересным.

Торжественная парадная лестница. Эрмитаж. г.Санкт-Петербург


       Из Иорданской галереи поднимаемся на второй этаж по величественной и торжественной Парадной лестнице. Её великолепие поражало всех гостей императорской резиденции, ступавших по мраморным ступенькам. Жаль объектив не резиновый - заснять лестницу полностью невозможно.

Торжественная парадная лестница. Эрмитаж. г.Санкт-Петербург


       Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество".

Торжественная парадная лестница. Эрмитаж. г.Санкт-Петербург


       Проходим в Фельдмаршальский зал, также восстановленный после пожара 1837 г. До революции в нишах зала были помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. Сейчас, разумеется, их уже нет. На одном из постаментов установлена шикарная ваза с патриотическим названием "Россия" (1828 год, Императорский фарфоровый завод).

Ваза “Россия” (1828 г, Императорский фарфоровый завод). Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Следующий зал назван Петровским (Малым тронным) залом и посвящен памяти Петра I. В глубине зала в нише находится картина "Петр с Минервою" (Дж. Амикони, З0-е гг. 18 в.). На возвышении установлен трон, созданный в Лондоне мастером Н.Клаузеном в 1731-1732 годах для императрицы Анны Иоанновны.

Петровский (Малый тронный) зал. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Один из самых красивых, по моему мнению, зал во дворце – это Павильонный зал, созданный в середине 19 века А.И. Штакеншнейдером, ведущим архитектором стиля эклектики. Интерьер зала сочетает стиль античности, Ренессанса и Востока.
       В южной части в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного в 1780 году при раскопках терм древнеримского города Окрикулума, а ныне находящаяся в Ватикане.

Римская мозаика. Павильонный зал. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Для освещения этого зала используются 28 хрустальных люстр, а на стене расположено четыре мраморных фонтана, похожих на "Фонтан слез" Бахчисарайского дворца (Крым).

Павильонный зал, фрагмент. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       В Павильонном зале можно увидеть знаменитые часы "Павлин" (Дж. Кокс, 18 век) из собрания Екатерины II, которые до сих пор функционируют, правда, включают их очень редко…

Часы Павлин (Дж. Кокс, 18 в). Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       …а также потрясающую коллекцию мозаичных столов середины 19 века итальянской и русской работы, один из которых в точности повторяет римскую мозаику пола.

Столешница мозаичного стола (середина 19 века), Эрмитаж. г.Санкт-Петербург


       Между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа, располагается небольшой висячий сад, к сожалению, закрытый на реконструкцию. А лестница, созданная архитектором А.И. Штакеншнейдером в середине 19 века, соединяет три здания - Малый, Большой и Новый Эрмитаж.
    У лестницы достаточно любопытное название – Советская, впрочем, это, объясняется тем, что на первом этаже Большого Эрмитажа ранее происходили заседания Государственного совета.
    Впечатлила малахитовая ваза, исполненная в сложнейшей технике "русской мозаики" мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики в 1850-е годы.

Ваза из малахита (1841-1842 г.). Екатеринбургская гранильная фабрика.Эрмитаж.г.Санкт-Петербург


       Зал, в котором экспонируются произведения Леонардо да Винчи, так и называется Зал Леонардо да Винчи. Он был создан по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1858 году и предназначался для знатных гостей двора. Здесь выставлена знаменитая картина Леонардо "Мадонна с младенцем" (Мадонна Лита) (1490 - 1491 годы). Любопытно, что подготовительный рисунок к этой картине храниться сейчас в Лувре.
    В Эрмитаже есть и произведения позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488 - 1576 годы), они выставлены в небольшом зале. Из наиболее известных: "Даная" (около 1554 года), "Кающаяся Мария Магдалина" (1560-е годы), "Св.Себастьян" (1570-е годы).

Леонардо да Винчи “Мадонна с младенцем” (Мадонна Лита) (1490 - 1491). Эрмитаж. г. Санкт-Петербург


       Зал майолики, симпатичный и яркий, в здании Нового Эрмитажа, возведенного в середине 19 века по проекту Лео фон Кленце для Императорского музея, первоначально предназначался для выставки камней. В декоре интерьера использованы приемы и мотивы искусства эпохи Возрождения, а в зале расположилась экспозиция итальянского искусства 15 - 16 веков. Особого внимания заслуживают шедевры Рафаэля (1483 - 1520 годы), Лоренцо Лоренцетти (1490 - 1541 годы), Джулио Романо (1499 - 1526 годы).

Интерьер зала майолики. 2й этаж. Эрмитаж. г.Санкт-Петербург.


       В зале представлены изделия из майолики, созданные мастерами разных городов Италии, а также кассоне - украшенные резьбой сундуки венецианской работы.

Венецианское стекло. Зал майолики. 2й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Прообразом Лоджий Рафаэля, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II, послужила прославленная галерея Ватикана, расписанная Рафаэлем с учениками. Копии ватиканских фресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х.Унтербергера.

Лоджии Рафаэля. 2 этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Одним из больших парадных интерьеров Нового Эрмитажа - Императорского музея, является Рыцарский зал, расписанный в неогреческом стиле. Первоначально он был предназначен для выставки монет, а сейчас в зале размещена экспозиция западноевропейского художественного оружия 15 - 17 веков. В центре зала установлены макеты рыцарей в доспехах и на конях.

Рыцарский зал. 2й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург


       Один из залов Картинной галереи Нового Эрмитажа - это Зал Рубенса, где выставлены произведения главы фламандской художественной школы 17 века Питера Пауля Рубенса, включающие 22 картины. А также Шатровый зал, имеющий двускатное перекрытие в виде шатра и являющийся одним из самых больших в Новом Эрмитаже, где он был выстроен специально для картинной галереи голландской и фламандской школ. В экспозиции представлены произведения голландской живописи 17 века. Среди них можно видеть полотна таких знаменитых художников, как Франс Халс, Якоб Рейсдал, Виллем Калф, Виллем Клас Хеда, Ян Стен, Питер де Хох и др.

Интерьер Шатрового зала. 2 этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       В зале Рембрандта, как следует из названия, представлены полотна великого голландского живописца 17 столетия Рембрандта Харменса ван Рейна.
    На экспозиции, включающей 23 работы, можно видеть известные шедевры мастера: "Портрет ученого" (1631 год), "Флора" (1634 год), "Снятие с креста" (1634 год), "Жертвоприношение Авраама" (1635 год), "Портрет Бартье Мартенс" (ок. 1640 года) и др. Здесь же представлена знаменитая "Даная" (1636 год) Рембрандта.
       В древнегреческой мифологии Даная - дочь аргосского царя Акрисия (Аргос - город в Древней Греции на полуострове Пелоппонес), который получив предсказание, что погибнет от руки внука, запер её в медной башне. Но бог Зевс, влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в её покои. Первоначально Рембрант написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако, позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины. Много раз Рембрант переделывал эту работу.
       В 1772 году прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II, а в 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Более 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. Многие из реставраторов не верили в возможность восстановления картины и предлагали законсервировать шедевр, поместив его в хранилище, а в экспозицию представить копию. Тем не менее, было решено попытаться восстановить полотно, на что потребовалось 12 лет.
       Интересно, что восстановление картины производили по её копии, хранящейся в Омском музее им. Врубеля. Она оказалась наиболее точной, а всего их имеется 6. Интересно также, что в последний раз эту копию выставляли в 1927 году, и почти 80 лет она хранилось в запасниках музея. Наконец, в 1997 году восстановленная «Даная» вновь заняла свое место в коллекции Эрмитажа, но на сей раз под бронированным стеклом.

Даная Х. Рембрандт. (1636 г). Зал Рембрандта, 2й этаж. Эрмитаж. г.Санкт-Петербург.


       Георгиевский (Большой тронный) зал был создан в начале 1840 - х годов В.П.Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж.Кваренги. Двухцветный колонный зал, оформленный в стиле позднего классицизма, отделан белым каррарским мрамором и позолоченной бронзой.
    Рисунок паркета, набранного из 16 пород дерева, повторяет бронзовый узор потолка.

Георгиевский (Большой тронный) зал. 2й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Над тронным местом - мраморный барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Величественное и торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Трон. Георгиевский (Большой тронный) зал. 2й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Военная галерея 1812 года Зимнего дворца - памятник военной славы России, была создана в 1826 году в честь победы над наполеоновской Францией. Архитектурный проект галереи принадлежит выдающемуся зодчему русского классицизма Карлу Росси.
    На её стенах помещены 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 годов. В глубине зала на торцовой стене расположен парадный портрет императора Александра I, исполненный Францем Крюгером. Рядом представлены парадные портреты, монархов союзных государств - Пруссии и Австрии. Портреты фельдмаршала М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал.

Портрет Александра I верхом на коне (1837 г.), Крюгер, Франц. Военная галерея 1812 года, 2й этаж. Эрмитаж. г.Санкт-Петербург.


       Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных церемоний, был создан В.П. Стасовым в конце 1830-х годов в стиле позднего русского классицизма. Изображения гербов российских губерний помещены на люстрах золоченой бронзы. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. На мой взгляд, это один из красивейших залов дворца.

Гербовый зал Зимнего дворца. 2й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Время осмотра стремительно подходило к концу, а еще запланировано осмотреть часть первого этажа здания – Греческие, Римские и Египетские залы. Прогуливаясь по залам, даже немного заблудились в большом количестве коридоров, но бдительные работники Эрмитажа с радостью вывели нас на лестницу и показали месторасположение основных античных залов.

Вид из окна Зимнего дворца. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Первый этаж отдан под экспозицию предметов искусства античности и начала Средневековья.

Краснофигурная амфора. Южная Италия (~ 350-250 г. до н.э.). 1й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Название залу Диониса дала большая статуя Диониса (конец 4 века до н.э.), входившая в царскосельскую коллекцию Екатерины II. Она находится в этом зале…

Статуя Диониса. Зал Диониса. 1й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург


       …наряду со знаменитой статуей Афродиты.

Статуя Афродиты. Зал Диониса. 1й этаж. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург


       Небольшая коллекция памятников искусства Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить лишь малую часть облика великой древней цивилизации практически на протяжении всей её истории с 4 тыс. до н.э. до начала н.э. Этот большой выставочный зал был создан по проекту архитектора Эрмитажа А.В.Сивкова на месте размещения буфета Зимнего дворца в 1940 году.

Древнеегипетская табличка. Эрмитаж. г. Санкт-Петербург.


       Остальную часть экспонатов и залов можно посмотреть на (смотрим официальном сайте), на котором есть возможность совершить виртуальную экскурсию по Эрмитажу…

Фасад Зимнего дворца. г. Санкт-Петербург.



      Прогулка по городу: Дворцовая площадь, крейсер "Аврора"



       На Дворцовой площади перед Зимним дворцом в центре расположена знаменитая Александровская колонна высотой 47,5 метров (1830-1834 годы, арх. Монферран). Она словно стержень стягивает окружающее пространство в единое целое.
       Это памятник победы Александра I над Наполеоном и своеобразный ответ Вандомской колонне в Париже, посвященной победам наполеоновских войск, а их общий прототип - колонна Траяна в Риме. Александровская колонна выточена из цельного монолитного куска гранита из каменоломен на берегу Финского залива.

Дворцовая площадь. г.Санкт-Петербург.


       Способ подъема колонны представлен на макете, который находится в музеи города.

Фасад Зимнего дворца. г. Санкт-Петербург.


       Здание сбоку - это Адмиралтейство (1704—1706 годы), построенное в стиле ампир. Первоначально здесь располагались верфи, затем здание было много раз перестроено и стало административным.

Вид на Адмиралтейство. г.Cанкт-Петербург.


       На Адмиралтействе можно рассмотреть небольшой кораблик - один из символов города.

Шпиль Адмиралтейства. г.Cанкт-Петербург.


       Мы же продолжаем прогулку, свернув на Миллионную улицу - здесь расположено здание Нового Эрмитажа, портик которого украшают атланты (1844 – 1849 годы, скульптор А.И. Теребенев) – здание специально строили для хранения ценностей музея. По одному из городских поверий, потерев один из пальцев атлантов – получишь их силу и смелость. Вот!

Миллионная улица. г. Санкт-Петербург


       Разумеется, я это проделал, так что силы и смелости у меня теперь хоть отбавляй;) Легенду поддерживают многочисленные свадебные пары трущие ноги атлантов.

Здание Нового Эрмитажа. г. Санкт-Петербург


       Отсюда отправляемся на прогулку по городу вдоль реки Мойки и канала Грибоедова к собору Воскресенья Христова (1883 – 1907 годы, арх. А. Парланд), имеющего более известное неофициальное название “Спас-на-Крови”, объясняющееся тем, что он представляет собой “золоченную гробницу” императора Александра II.

Канал Грибоедова, рядом с собором Воскресенья Христова. г. Санкт-Петербург.


       Тело царя похоронено в Петропавловской крепости, но именно здесь, на берегу канала, 1 марта 1881 года произошло восьмое, последнее покушение на жизнь царя. В храме ни разу на проводили ни венчаний, ни крещений, а только заупокойные службы. Обагренные императорской кровью фрагменты решетки и булыжники мостовой стали центром мемориального убранства храма – над ними возвели решетку, для этого набережную специально расширили.

Собор Воскресенья Христова (“Спас-на-Крови”). Расширенная набережная. г. Санкт-Петербург.


       Распятие на наружной стороне стены отмечает место падения императора. Про этот храм можно рассказывать долго – он уникальный в своем роде, сфотографировать же его полностью достаточно сложно из-за величины фасада и расположения солнца.

Собор Воскресенья Христова (“Спас-на-Крови”). Расширенная набережная. г. Санкт-Петербург.


       Рядом с храмом, через дорогу и вдоль канала находится небольшой рынок сувениров. Цены достаточно высокие – рассчитанные, большей частью, на иностранцев.

Собор Воскресенья Христова (“Спас-на-Крови”). Расширенная набережная. г. Санкт-Петербург.


       Набережная реки Мойки, это, можно сказать, Пушкинские места, здесь расположена церковь Спаса Нерукотворного, где 1 февраля 1837 года было отпето тело великого поэта, поскольку этот храм наиболее близок к его последней квартире, находящееся в доме № 12 по набережной Мойки, там, где сейчас Пушкинский музей.
       Дом в начале XIX века принадлежал семье Волконских, а в сентябре 1836 года хозяйка сдала часть его комнат А.С. Пушкину. Именно сюда привезли раненного после дуэли великого поэта и здесь он скончался.



      Смольный собор, крейсер "Аврора"



       Выезжаем на Смольную набережную. В начале 18 века на берегу Невы находился смоляной двор, где готовили и хранили смолу для кораблей, строившихся на верфях. Горючая смола представляла опасность для деревянных построек, поэтому делали её на удалении от центра. Позднее, по указу Екатерины II здесь был создан Институт благородных девиц, самое престижное женское учебное учреждение, и именно отсюда руководил подготовкой Октябрьского восстания В.И. Ленин, в его коридорах убили Кирова…
       Рядом с институтом, расположен Смольный собор (1748 – 1764 годы, арх. В. Растрелли) – главный храм Воскресенского девичьего монастыря, а при Николае I собор стал храмом всех учебных заведений.

Смольный собор. г. Санкт-Петербург


       Выехав с Троицкого моста, сворачиваем на Петроградскую набережную к зданию Нахимовского военно-морского училища и к месту вечной стоянки крейсера Аврора.
    Это не только главный персонаж восстания 1917 года, но уникальный образец военной техники, который участвовал также и в Цусимском сражении (Русско-японская война 1905 года). Имя кораблю дали в честь фрегата "Аврора", прославившегося во время Крымской войны. Вечером 25 октября он находился у Николаевского моста, напротив Румянцевского особняка. А в 21:40 с "Авроры" прозвучал холостой выстрел, ставший сигналом к восстанию.

Крейсер Аврора. г. Санкт-Петербург.


       В преддверии праздника народу на корабле было много, рекомендую выбирать день поспокойнее. В каютах размещен посвященный кораблю музей и небольшой иконостас.

Койко-места Авроры. г. Санкт-Петербург.


       А перед кораблем, несколько лавочек, где торгуют сувенирами, значками с изображением крейсера.

Знаменитое орудие, выстрел из которого стал сигналом к восстанию 1917 года. Крейсер Аврора. г. Санкт-Петербург.


       Погуляв с полчасика по кораблю, возвращаемся в центр города к Исаакиевскому собору (1818-1858 годы, арх. О.Монферран).
       Самый первый собор, освященный во имя Исаакия Далматского (Святого, в день почитания которого, 30 мая родился Петр I) появился еще в начале 18 века, но в последствии он не раз перестраивался. Как написал в некрологе Монферрану А.Дюма "пока две нации воевали, союз искусства устоял. Циркулем архитекторов, карандашом художников Франция подавала руку России". Пожалуй, лучше не скажешь.
       Собор строили более 40 лет, когда пришлось проводить работы необычайной сложности. Иконостас выполнен из полудрагоценных камней и смотрится великолепно. Обязательно поднимитесь на смотровую площадку, отсюда открывается великолепный вид на город.

Кафедральный Исаакиевский собор. г. Санкт-Петербург.


       Перед собором, на Исаакиевской площади установлен памятник Николаю I, рисунок которого сделал все тот же архитектор, а модель 6ти метровой конной статуи выполнил П.Клодт, автор знаменитых коней на Аничковом мосту. Техническое решение памятника уникально – он установлен всего на двух опорах.

Памятник Николаю I. г. Санкт-Петербург.



      Васильевский остров



       Проезжаем Дворцовый мост, соединяющий материковую часть Петербурга с Васильевским островом. Первоначально Петр I велел разбить остров, как Амстердам, каналами, чтобы "на этих грядках выросло купечество". Думали прорыть 250 верст каналов, прокопав первые – обнаружили, что возить по воде товары некому и нечего, в итоге каналы закопали. С тех времен остались только названия улиц (1 – 23 линия) - их должна была разделять вода канала.

Стрелка Васильевского острова. г. Санкт-Петербург.


       По обе стороны Невы: на одной стороне – сенат, синод, Кафедральный собор, Адмиралтейство, Главная императорская резиденция, Главный городской сад – на другой стороне - Академия художеств, Дворец губернатора, Университет, Академия наук, Первый музей, Биржа, крепость, с которой берет начало город, а в ней императорская усыпальница, главная тюрьма и Монетный двор.
       Здесь только понимаешь, что Нева – центральная улица Петербурга и, более того, центральная улица Петербурга названа в честь Невы – Невский проспект.

Дворцовая набережная. г. Санкт-Петербург.


       Останавливаемся на Васильевской стрелке, отсюда открывается отличный вид на фасад дворцов. На стрелке расположено здание Биржи, у стен которой ранее плескалась Нева. В 1805-1810 годы на площади установили Ростральные колонны (от латинского слова, рострум – обозначение корабельных носов), как памятники славных дел морских 18 века. Кроме своей декоративной функции они выполняют и практическую – служат своего рода маяками, на них зажигали факелы для ориентации входившим в Неву кораблям.
    Подобные сооружения воздвигались еще в Древнем Риме – с захваченных вражеских кораблей римляне снимали носовую насадку-таран (ростру) и водружали её на колонны, число ростров обозначало количество трофейных судов. На постаментах каждой колонны установлены по две статуи, символизирующие русские реки Неву, Волхов, Волгу и Днепр.

На Ростральной колонне. г. Санкт-Петербург.


       В центре стрелки – Биржа (1826-1832 года, арх. Лукини), а по обеим от нее сторонам – одинаковые здания двух портовых пакгаузов, где хранили товары, прибывающие в порт купцы. Там же ранее находилась таможня. Первоначально воды Невы подходили вплотную к зданию биржи – здесь был торговый порт.

Здание Биржи на стрелке Васильевского острова. г.Санкт-Петербург.


       Обогнув Стрелку, сворачиваем направо на Университетскую набережную. Сразу за южным пакгаузом расположено одно из старейших зданий города – Кунсткамера (арх. Г.Маттарнови, Г.Гербель, Г.Киавери, М.Земцов), название которого происходит от немецкого kunst (искусство) и kammer (палата, комната).

Вход в Кунсткамеру. г. Санкт-Петербург


       Строили её для первого в России публичного музея, задуманного Петром I. Для "палаты редкостей" он часто покупал разнообразные диковины, включая знаменитую анатомическую коллекцию доктора Рюйша - заспиртованные трупики.
    Петру советовали продавать билеты по рублю, он же велел наливать каждому посетителю рюмку водки: "…в оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить изъясняя вещи"…
    Был даже специальный указ о собирании монстров в Кунсткамеру, причем за их утаивание взимался большой штраф.

Жертвенный столб в Кунсткамере. г. Санкт-Петербург.


       Основная экспозиция – этнологическая. Кроме музея, здесь функционировала обсерватория, библиотека и первая Академия наук. Сохранился даже кабинет Ломоносова.
    Не скажу, что мне понравился этот музей, но для общего развития посмотреть его было занятно. В анатомическом зале снимать нельзя, в других местах без ограничений. Соседние здания с Кунсткамерой были построены для расширяющейся Академии наук. Здесь есть совершенно жутковатый памятник академику Сахарову – худой и скорчившийся человек.

Слоник из китайского фарфора. Кунсткамера. г. Санкт-Петербург.


       Сегодняшняя культурная программа полностью выполнена. Нагулявшись по городу, возвращаемся в отель. На завтра запланировано посещение Петропавловской крепости…

                                                                                                                                                                            Продолжаем…


Поделиться ссылкой на страницу:


   <<   В начало      |    <   События     |        Санкт-Петербург, часть 1                                                                                                                                                                                                 Далее   >