<<<   В начало     |    <<   События     |    <   Назад     |     Возвращение в Эдем, часть 4                                                                                                                                                                Далее   > 


ЧАСТЬ 4: В легендарном городе Канди: фабрика камней, королевский ботанический сад в Перадении, чайная фабрика. Традиционные кандийские танцы. Храм Зуба Будды.


 
       Сегодняшний день обещает быть особенно насыщенным - мы погуляем по королевскому ботаническому саду, заглянем на чайную фабрику и фабрику камней, а вечером поcмотрим на национальные кандийские танцы и посетим самый важный храм на острове - Храм Зуба Будды.
       Сразу после завтрака встречаемся на рецепшене с Лагма и выезжаем в сторону Перадении (Peradeniya) - пригорода Канди. По дороге останавливаемся на возвышенности, откуда открывается великолепный вид на город. Здесь довольно много туристов, кто-то даже запускает дрона с видеокамерой. А мы фотографируемся на память:)

Фото с Лакма


       Небольшое здание рядом - это фабрика камней, где производят и продают ювелирные изделия. Таких мастерских, магазинов и даже шахт по добыче самоцветов довольно много в разных частях острова. А недалеко от Канди есть город Ратнапуру (Ratnapura), где на местном базаре продают неограненные камни.



Фабрика камней



       Шри-Ланка считается страной чая, но многие ассоциируют ее и с драгоценными камнями. Прежде всего – с знаменитыми сапфирами. Еще в 6 веке до н.э. царь Соломон посылал на этот далекий остров корабли за драгоценными камнями, да и на кресте короны Британской империи есть голубой сапфир Св.Эдуарда – он родом именно с Шри-Ланки.

Ювелирная лавка


       В мастерской есть небольшая экспозиция, демонстрирующая процесс добычи камней. Забегая вперед, скажу, что во время отдыха на южном побережье, мы побывали на настоящей шахте.

Ювелирная лавка - модель шахты


       Добыча драгоценных камней производится "старым дедовским способом" - с помощью кирки и лопаты выкапывается колодец, стенки которого укрепляются пальмовыми бревнами. Из шахты откачивается вода, а внутрь подается освещение (лампа на веревке) и вэлкам. Вот и вся премудрость! Заниматься добычей могут частники и государственные организации – лицензия стоит около $5 000 / год.

Ювелирная лавка - модель шахты


       Камни сдаются на рынок или обрабатываются на фабрике, которая обычно располагается рядом с шахтой, поскольку необработанные камни стоят очень дешево и продавать их не выгодно. Как правило, шахтеры получают комиссионные от реализации камней (около ~2 %).
       Покупать украшения и обработанные камни нужно в магазинах имеющих официальную лицензию государства, которую лучше попросить показать. Важно знать о том, что вывоз из страны неограненных драгоценных камней запрещен!

Ювелирная лавка - необработанные камни


       Самые известные ланкийские камни – это сапфиры, причем они встречаются всех оттенков синего (от бледно-голубого до темно-синего), оранжевого, розового, желтого, белого (лейкосапфир) цвета. С сапфирами связано множество преданий и удивительных историй, одна из которых повествует об их происхождении:


       В незапамятные времена, когда мир был юн и свеж и боги правили им безраздельно, в свободное от тягот власти, пировали они в своих заоблачных небесных дворцах на горе Кайлас. Для людей же не было мечты сильнее, нежели попасть на небо и своими глазами увидеть золотые чертоги, усыпанные невиданными самоцветами, где царит вечная весна, а смерть отступает навсегда.
       Однажды один из людей взмолился верховному богу Брахме: мол, ничего он так не желает, как узреть седьмое небо, самое высокое из всех. Брахма сжалился над несчастным, но не стал приглашать простого смертного в обитель богов, а взял чашу с напитком бессмертия – амритой, которую пьют боги на пирах и разбрызгал ее по всему миру. Падая, брызги превращались в великолепные синие камни - сапфиры, причем, совершенно случайно, большая часть капель пролилась над Цейлоном.

       Ценятся также звездные сапфиры, т.е. обладающие астеризмом – оптическим эффектом, проявляющимся в наблюдении звездообразной фигуры при точечном освещении кристалла.

звездные сапфиры
       А вот о происхождении звездных сапфиров есть другая красивая легенда:

       В далекие-далекие времена, когда на Цейлоне были непроходимые тропические леса с цветущими акациями, баобабами и вечнозелеными кокосовыми пальмами, жил юноша по имени Джампал. Он был так прекрасен, что женщины и девушки боялись на него взглянуть. Как все юноши и мужчины его селения, Джампал охотился в джунглях. Уходя в лес, его сверстники брали с собой лук и стрелы с отравленными змеиным ядом наконечниками, а Джампал довольствовался бумерангом.
       В один из дней, когда муссон дул с океана, звери попрятались в зарослях и горах Пидуруталагала, он не вернулся в свою хижину, а заночевал на лесной лужайке. Всю ночь юноша не мог заснуть, потому что над самой его головой мерцала крохотная звездочка. Она то покрывалась светлыми облачками и на мгновенье скрывалась, то освобождалась от них, словно спящая девушка, сбрасывающая во сне легкие покрывала.
       И Джампал влюбился в звездочку. Теперь каждый вечер он приходил на лужайку и пылким взором смотрел на свою любимую, утопавшую в агатовой ночи. А когда в предутреннем рассвете гасли все звезды и небо становилось синим-синим, как кашмирский сапфир, звездочка спускалась низко над землею и манила юношу своим серебристым мерцанием. Однажды она опустилась так низко, что едва не коснулась курчавых волос Джампала, и юноша прошептал:

       - Послушай, звездочка предрассветная, будь моей путеводной звездой. Но звездочка ничего не ответила и растаяла в опаловом тумане...

       Вскоре из-за хребта Пидуруталагала, разбрасывая по скалам и пропастям тучи, вышло золотое солнце. Оно вмиг осушило леса, и Джампал снова отправился со своим бумерангом на охоту. Целый день бродил он по лесной чаще, бесшумно пробираясь сквозь лианы, но не нашел ни примятых рысью листьев, ни общипанных антилопой или дикой козой веток.
       К вечеру Джампал пришел на заветную поляну и увидел в бирюзовой голубизне бескрайнего неба любимую свою звездочку. Неожиданно из зарослей на поляну выскочил винторогий черный козел с белым пятном на лбу. Охотник метнул в него свой бумеранг, но козел, наклонив голову, издал боевой трубный звук. И тотчас из винтообразных его рогов вылетел вихреподобный ветер. Он подхватил бумеранг и закружил его в воздухе, поднимая все выше и выше. Долетев до самого неба, бумеранг, описав последнюю дугу, врезался в синий купол и отсек его вместе со звездочкой. А когда купол летел на землю, то искрился серебристыми брызгами, как все камни, падающие с небес. Наконец он рухнул на самую высокую скалу Пидуруталагала и разлетелся вдребезги. Один из осколков упал к ногам Джампала. Юноша поднял камень. В осколке купола, превратившегося в сапфир, светилась любимая им звездочка. Так на Цейлоне появился звездчатый сапфир.


       Кроме сапфиров, добывают также гранат, аметист, александрит, топаз, циркон, лунный камень и благородную шпинель.

Ювелирная лавка - демонстрация камней


       Рассказывая о знаменитых сапфирах, сотрудница фабрики поведала нам о том, что, по сути, сапфир и рубин – это один и тот же минерал, оксид алюминия, просто с разными примесями. Я в свою очередь добавил, что к ним можно отнести также корунд, а синий цвет сапфиру придается примесями железа и титана, а красный – хрома. Девушка удивленно спросила, не связано ли мое образование с камнями и попала в точку. Моя университетская специальность - техническая физика, а, точнее, физиика кристаллов, являющихся основой твердотельной электроники...

Ювелирная лавка - камни


       Обработанные камни могут продавать отдельно (сертификат обязателен!), либо в виде изделия. На фабрике можно понаблюдать за работой ювелиров – все операции проводятся вручную.

Ювелирная лавка - камни


       Стоимость камня чаще всего определяется по системе 4Си: цвет (colour), качество (чистота, cleanness), огранка (cut) и карат (вес, carat). С помощью специальных весов можно взвесить камень: 1 карат = 0,2 г.
       Зная вес камня и приблизительную стоимость 1 карата, можно прикинуть будущую цену.

Ювелирная лавка - огранка камней


       Если появится желание прикупить немного роскоши, то здесь можно выбрать вещицу на любой вкус, цвет и кошелек, а если таковой не окажется, то можно изготовить изделие любой сложности в самый короткий срок.

Ювелирная лавка - покупка и выбор камней


       Осмотрев великолепие рук человеческих, отправляемся к великолепию созданному природой в местечко под названием Перадения (Peradeniya).



Королевский ботанический сад в Перадении (Peradeniya Royal Botanical Gardens)




       Местечко Перадения, именем которого назван Королевский Ботанический сад, расположено всего в 6,4 км от города Канди. Сад считается одним из самых красивых тропических садов в мире и самый большой из трех ботанических садов на Шри-Ланке. Он расположен на полуострове в виде подковы, которую огибает главная река Шри-Ланки - Махавели (Mahaweli). Это гористая местность для которой характерен влажный и жаркий тропический климат, а река приносит большое количество плодородного ила. Экзотическое название города Перадения исходит от двух сингальских слов Pera (Гуава) и Deniy (Равнина).

        История сада столь же привлекательна, как и местность, где он находится.
       В 1371 году королевский дом переехал в Перадению и для собственных прогулок основал сад. Впоследствии король Киртхи Шри Раджасинге (Kirti Sri Rajasinhe) (1747-1780гг.) закрепил за своими садами высокий титул "королевские".
       А современное очертание и новое дыхание ему придали в 1821 году, спустя 6 лет после свержения последнего короля Канди, когда ботаник Александр Мун очень энергично взялся за обновление сада, и уже в 1824 году был опубликован первый каталог растений. Тогда он включал в себя 1127 наименований с указанием их латинских и местных названий.
       Однако, целью британских властей было создание, в первую очередь, сада для посадки экономически ценных растений. Поэтому вскоре, после вступления в должность губернатора острова сэра Эдварда Барнса (Edward Barnes) в саду были высажены первые чайные деревья (1824 год), несмотря на то, что в то время в посадках преимущественно преобладали кофе, мускатный орех, каучук и хинное дерево. Чай и каучук наравне с кокосовым орехом со временем превратились в основную доходную отрасль экономики острова.
       С 1844 года, когда садом стал управлять Джордж Гарднер (George Gardener), под государственный заказ здесь наладили производство кокосов и овощей. Джордж Гарднер умер в 1849 году, и за садом с большим вниманием и ответственностью продолжил ухаживать его последователь - доктор Твэйтс (Thwaites). В 1869 году все кофейные плантации были заражены грибковым вирусом, вследствие чего от идеи выращивания кофе на острове пришлось отказаться.
       Доктор Генри Тримен (Henry Trimen) стал последователем Твэйтса. Он продолжил развивать и совершенствовать сад, а также приступил к публикации работы "Флора Цейлона", которая была закончена уже сэром Жозефом Хукером (Joseph D. Hooker) после смерти Тримена в 1896 году.
       В последующие годы руководство Королевским Ботаническим садом сменялось одно за другим, но каждый из директоров вносил свой вклад в развитие предприятия. В наши дни площадь сада составляет около 60 га. На ней высажено почти 4800 видов растений со всего мира, из которых 3770 видов – цветущие, а 920 видов (28%) – эндемики.
       Сад разделен на несколько зон и его размеры настолько велики, что чтобы его обойти потребуется полдня. А нам придется ограничиться всего несколькими часами из-за плотной программы на сегодня. Для входа в сад необходимо обзавестись билетом, причем иностранным туристам он обойдется в 10 раз дороже (1100 рупий / $10), чем местным.
       Лагма купил нам входные билеты, к которым прилагалась карта зон сада с кратким описанием и предупредил нас о том, что мы повсюду будем наталкиваться на множество гулящих романтических парочек. Обычно такие прогулки местными жителями не поощряются, вот и гуляют по саду скрытые от посторонних глаз влюбленные.

Вход в королевский ботанический сад


       У входа начинается главная аллея, от которой разводятся боковые аллейки. Каждый тематический уголок или интересное растение снабжено табличкой с его описанием на сингальском и английских языках. Мы повернули первоначально к Дому орхидей, где представлена коллекция из более чем из 100 видов этих великолепных растений.

Перед домом орхидей


       Дом представляет собой помещение, стены и потолок которого сделаны из стекла, чтобы пропускать максимальное количество света. А в центре находится небольшой водоем.

Орхидеи


       Общий снимок оказалось сделать достаточно сложно – в помещении довольно много людей, которые мешают фотографировать. А снимать здесь есть что – цветы всех форм, цветов и размеров, над дизайном которых щедро поработала природа.

Орхидеи


       На острове в диком виде в джунглях растут около 700 видов орхидей – ванды, онцидиумы, каттлеи, дендробиумы, фаленопсисы и многие другие. Всего же орхидей насчитывается свыше 25 000 видов. Очень изящные и красивые растения!

Орхидеи


       Самое первое упоминание об орхидеях встречается в китайских летописях, датированных 1000 годом до н.э. Считается, что первое упоминание орхидеи относится к "Ароматной орхидеи" (Cymbidium ensifolium).
       А вот Конфуций, очарованный орхидеями, назвал их "королями благоуханных растений". Он говорил, что познакомиться с хорошими людьми – всё равно, что войти в комнату, полную орхидей.

Орхидеи


       Выйдя из Дома орхидей – поворачиваем к Саду Цветов, где кроны деревьев и кустарников подстрижены под геометрические фигуры и все это утопает в буйстве красок цветущих растений.

Сад цветов


       Сад обладает особой красотой и ухоженностью, в нем много живописных арок и пергол с цветущими лианами. Очень красиво!
       У края цветочного сада – японский сад с ручьем, каменными фонарями и стилизованной беседкой. Японский сад небольшой, но заботливо ухожен. Рядом также есть зона называемая Садом специй, но заходить туда мы не стали, поскольку были в аналогичном месте по дороге в Канди.

Арка в саду цветов


       Ориентируясь по карте продвигаемся вглубь сада и проходим мимо дерева с огромным стволом похожим на ногу гигантского слона. Обнять такой ствол нереально, зато можно сделать отличные фотографии.

Нога слона


       По дороге обратил внимание на ярко-красные соцветия, которыми было усыпано дерево – жаль не знаю его названия.

Соцветие


       Некоторые участки сада напоминают настоящие дикие джунгли – деревья стоят плотненько, сверху свисают лианы, а по ним скачут обезьяны и...

Джунгли


       ... прогуливаются вараны. Варан пересек перед нами дорожку, не обратив на нас ни малейшего внимания и стал активно что-то выкапывать на газоне.

Варан


       Для пущего сходства с джунглями ветки некоторых деревьев буквально усыпаны летучими лисицами или калонгами, оглушающий писк которых слышен издалека.

Деревья с калонгами


       Несмотря на грозный вид, питаются они исключительно плодами. Летают длинными вереницами и днем довольно активны.

Калонгами


       Проходим мимо бамбуковых зарослей высота которых достигает 30 метров, а диаметр стебля 25 см. Коллекция представлена 10 видами, включая черный бамбук из которого делают музыкальные инструменты и зеленый бамбук растущий по 30 см в день. Бамбук может расти около 50 лет, а областей применения этой полезной травы превеликое множество.

Бамбук


       Выходим к реке Махавели (Mahaweli) откуда открываются великолепные пейзажи. Здесь же есть висячий мост, проход через который был закрыт, а на сам мост пускают не более 6 человек.

река Махавела


       Когда дует порывистый и сильный ветер, то мост под ногами раскачивается. Но если его перейдете, то окажитесь в районе холма Ганнорува (Gannoruwa hill), где расположена школа тропического сельского хозяйства.

Мост


       Возвращаемся вглубь сада, где находим еще одну его "жемчужину" – фикус Бенджамина (Ficus benjamina).
       Это одно из самых удивительных растений, которые я когда-либо видел. Представьте себе лужайку размером с футбольное поле, которое покрывает всего лишь одно дерево возрастом около 140 лет. Фикус Бенджамена или гигантская яванская ива – дерево-роща на огромной лужайке, от центрального ствола вверх и в стороны которого отходят переплетения ветвей. Ветви пускают воздушные корни, которые достигнув земли, выступают в качестве подпорок и дерево растет дальше.
       Если подойти поближе, то можно увидеть, что под развесистые ветви поставлены опоры, а корни причудливо извиваются. Местные жители называют этот фикус "черепаха" за сходство формы кроны с этим животным. Кстати, фикус Бенджамина – это символ Бангкока, столицы Таиланда.

Фикус Бенджамена


       Еще одна гордость королевского сада - великолепная пальмовая аллея, коллекция которой насчитывает около 200 представителей этого семейства, привезенных из всех уголков планеты. Пальмовая зона вызвала у нас восторг – некоторые виды пальм просто великолепны!
       Например, есть аллея с пальмами Пальмира (Borassus flabellifer), которые вырастают до 25 метров в высоту и аллея с пальмами Cabbage (Капуста) названные так из-за своеобразного расположения листьев.
       Здесь можно встретить ареку, финиковую пальму, королевскую пальму, талипотовую пальму, рапис, цикасы или саговые пальмы (маду) и многие другие виды. Есть даже Сейшельская пальма (двойная кокосовая пальма, Double Coconut) c плодами замысловатой формы массой 18 – 30 кг. Это очень редкое и дорогое растение, к тому же являющееся национальным символом Сейшел.

Пальмовая аллея


       За пальмовой аллеей большая полянка в форме круга, которая так и называется – Большой круг (Great Circle). У западной границы сада есть также пруд очертаниями напоминающий Шри-Ланку, в центре которого – островок с одиноко растущим деревом. Это дерево символизирует город Канди. Пруд существует еще с тех времен, когда сад был королевской резиденцией, и он служил резервуаром для сбора воды.
       Забавно выглядит аллея араукарий (Araucaria cookii) или так называемых сосен Кука. Местные называют их "пьяными елками", что полностью отражает их внешний вид – они изгибаются самым причудливым образом, создавая ощущение искаженности пространства. У местных существует поверье, что корни этого дерева очень любят термиты, а деревья пытаются хоть как-то убежать от них, поэтому они и гнутся. Определённо - это одно из самых впечатляющих растений Перадении!
       Нельзя не отметить аллею мемориальных деревьев – где все деревья посажены известными личностями. Например, дерево Бодхи (Ficus religiosa) – было посажено последним королем Цейлона Эдвардом III в 1875 году, а Цейлонское железное дерево (Mesua ferrea) - будущим императором России Николаем II в 1891 году во время его путешествия по странам Юго-Восточной Азии. Чуть дальше – дерево Сарака (Saraca thaipingensis), посаженое Юрием Гагариным 9 декабря 1961 года. Сегодня таких деревьев около 40.
       Есть также фруктовый сад, который был посажен явно для туристов с целью ознакомления с местными видами фруктов. Здесь растут манго, мангостины, дуриан, рамбутан, испанский нектарин, лайм, а по соседству с известными фруктовыми деревьями есть и редкие – зизифус и эритрина.

Королевский ботанический сад


       Интересно то, что имея уникальные возможности для создания потрясающего пейзажного парка, администрация так мало уделяет внимания архитектуре сада:((( В отличие от тех же тайцев, например.
Тем не менее, Перадения – прекрасный образец тропического сада Азии, который можно сколько угодно долго описывать словами, демонстрировать на фотографиях, но это не передаст царящей там атмосферы. Ботанический сад очень красив и совершенно точно достоин посещения.



Чайная фабрика Embilmeegama Tea Factory



       Следуя по дороге обратно в Канди, останавливаемся на одной известной чайной фабрике - "Embilmeegama Tea Factory", работающей еще с 1940 года. И несмотря на то, что заехали на фабрику без приглашения, работающая на фабрике ланкийка все подробно рассказала и показала, причем на русском языке!!! Но обо всем по порядку...
       Плантации знаменитого цейлонского чая в основном расположены на центральном нагорье Шри-Ланки. Благодаря уникальным климатическим условиям, местный чай обладает нежным вкусом и ароматом, а его культивируют круглый год.
       Возможно, что это звучит неожиданно, но чай стал главной культурой Шри-Ланки относительно недавно – с начала 1870х годов, когда его в качестве эксперимента посадил шотландский плантатор Джеймс Тейлор. В то время британцы выращивали кофе, но в 1869 году болезнь уничтожила кофейные плантации и промышленность потерпела крах, после чего кофейные плантации были заменены чайными. Шри-Ланка производит преимущественно черный чай, но выпускают и иные сорта.
       Чай, который мы пьем – это настой полученный путем заваривания сухих листьев растения Камелия Синенсис (Camellia Sinensis), причем все сорта черного и зеленого чая берут свое начало от этого растения. Лист-то один и тот же, а вариантов производства сразу несколько. Традиционных районов, где произрастает чай на острове сразу несколько, но самые известные – Ува (Uva), Димбула (Dimbula), и Нувара-Элия (Nuvara Eliya). У чая, выращенного в разных районах, совершенно непохожий вкус. Чай из низинных районов ценится исключительно в виде листьев — у этих сортов нет вяжущего привкуса, которым обладают сорта высокогорья. Такой чай пользуется спросом на Ближнем Востоке.

Чайные плантации


       А наилучший чай получается из сырья привозимого из Нувара-Элия (выше 1200 метров) – это самый высокогорный район произрастания чая в мире. Чай отсюда относится к самым элитным сортам мира и иногда его называют "шампанским" цейлонских чаев. Несмотря на то, что его собирают круглый год, самый лучший чай из Нувара-Элия получается в январе – марте.
       Производство чая долгий процесс требующий заботы, внимания, контроля и научного понимания сложных физических и химических процессов, происходящих в листе по мере производства. Начинается оно со сбора. Чайный лист собирают ранним утром с первой росой, причем преимущественно женщины. Стандартная норма выработки - 20 кг в день, с оплатой $1-2 в день. Сборщицы чая проходят между рядами чайных кустов, собирая 2 верхних листочка и нераскрывшуюся почку. Сбор листочков осуществляется раз в 7-10 дней. Сырье сразу же отправляется на фабрику (3-4 раза в день), чтобы оно сохранило свою свежесть.

Чайные плантации


       Прибывший чайный лист раскладывают для завяливания на стеллажах так, чтобы теплый поток воздуха свободно циркулировал между листами, пока они слегка не утратят влагу. Процесс занимает 8-10 часов, после чего лист переходит из мягкого в "резиновое состояние", пригодное для следующего этапа производства.

Завяливание чая


       Чтобы проверить качество сушки, лист складывается вдвое, чтобы его верхняя и нижняя часть совместились. Если правила сушки соблюдены, лист не должен треснуть.

Завяливание чая


       Вяленые листы подаются на машины для скручивания листа. Во время этого процесса из листа извлекаются натуральные соки и ферменты, которые дают ему характерный запах. А на фабрике ощущается сильнейший аромат свежего чая!

Скручивание чая


       Следующий процесс называется ферментацией (окислением), когда скрученные и скатанные чайные листы вновь раскладывают на стеллажах в прохладной и влажной атмосфере. Размолотые листья высыпают тонким слоем на полу на час-два, чтобы произошло окисление танина и образовался кофеин и эфирные масла, придающие чаю знакомый всем нам терпкий вкус и медно-коричневый оттенок. О степени ферментации судят по цвету и аромату. При производстве зеленого чая этот этап пропускают.
       Ферментация заканчивается на определенной стадии, когда чай медленно пропускают через камеру с горячим воздухом и высушивают. Основная цель сушки - добыча влаги и предотвращение брожения. Ферментированный лист содержит от 45% до 50% влаги. Лист проходит через машины-сушилки имеющие перфорацию по которой транспортируется ферментированный лист.
       Процесс сушки занимает от 20 до 25 минут. При этом начальная температура составляет около 50 градусов Цельсия, а конечная температура может достигать уже от 93 до 105 градусов Цельсия. Содержание влаги в чае после сушки становится примерно на уровне 2%-3%. По окончанию сушки листья сокращаются в размере примерно на четверть от первоначального размера и приобретают черный цвет.

Производство чая


       Следующая технологическая стадия производства чая – это сортировка. От чая отделяют мусор и его сортируют на сорта в зависимости от размера чайного листа путем многократного прогона через вибрирующие сетки.

Сортировка чая


       После просеивания, каждый из сортов взвешивается и упаковывается отдельно для отправки в Коломбо на чайный аукцион. Из 100 кг свежих чайных листьев получается примерно 25 кг чая.

Сортировка чая


       На всех этапах производства производится контроль качества продукции, а дегустаторы проверяют конечный продукт.
Принятых градаций черного чая несколько, это:

BOP (Broken Orange Pekoe) - отобранный, аккуратный лист среднего размера без стебля или волокна.
BOPF (Broken Orange Pekoe Fanning) - довольно чистый, аккуратный лист, зернистый, но меньшего размера, чем BOP.
OP (Orange Pekoe - длинные, хорошо скрученные жилистые листья.
PEKOE - мелкозернистый, хорошего качества.
OP 'A' (Orange Pekoe 'A') - аналогичный по размерам с "OP", но слабо скрученный и уступает "OP" по внешнему виду.
FBOP (Flowery Broken Orange Pekoe) - среднего размера из нераспустившихся чайных почек.


Виды чая


Принятые грации зеленого чая:

Sencha – зеленый чай, который пропаривают и скручивают в тонкие полоски. Внешне сенча напоминает иголки, а японцы прозвали этот чай "паучьи лапки".
Gun power – сорт зелёного чая, получивший своё название из-за внешнего сходства с порохом. При обработке листья скручиваются поперёк, в маленькие шарики, которые становятся похожими на порох.
Этот сорт имеет насыщенный, терпкий и слегка горьковатый вкус. Аромат сладко-приторный отдающий сухофруктами и дымком.
Young Hyson – зеленые чаи с более крупным листом, чем у среднелистовых чаев (hyson). Название означает "перед дождем", так как чай собирается в начале сезона.

Виды чая


       Существует также Серебряный чай (Silver Tips) – редкий и элитарный чай с очень тонким ароматом и нежным вкусом, с бледно-желтый оттенком настоя. Производство его крайне ограничено, поэтому он очень редок и считается одним из самых дорогих в мире.
       Весь процесс производства такого чая от сбора до сушки выполняется полностью вручную небольшой командой. Крошечный урожай почек с чайного куста упаковывают в шёлковые мешочки и выкладывают на чёрные фланелевые лотки для дальнейшей сушки, при этом почки должны быть всегда защищены от прямых солнечных лучей. За всем этим процессом следят каждую минуту, чтобы чай не испортился. У чаеводов серебряный чай считается самым капризным. Особенность этого чая заключается в том, что он имеет "поздний вкус". При его дегустации сначала ощущается вкус простого чая, а чуть помедлив с глотком – можно почувствовать, что такое "поздний вкус".
       Есть легенда о том, что китайский император Чен Нана, который также был ученым и ботаником, был помешан на чистоте и гигиене, поэтому пил только кипяченую воду. Как-то задумался он о пользе кипяченой воды, уютно расположившись в саду в тени чайного куста и не заметил, как в его пиалу упало несколько листочков. Случайно заваренный напиток привел в восторг императора - он утолял жажду и придавал бодрость.
       В Китае, белый чай был известен еще во времена династии Сун (10-13 вв.). А во времена династии Цин (с 1796 года) началось коммерческое производство белого чая. До этого времени правительством Китая было наложено эмбарго на вывоз чая Серебряные Иглы. Нарушение запрета каралось смертной казнью. Впрочем, контрабандистам это не мешало продавать чай в Европу за большие деньги, хоть они рисковали головой.
       В Китае за белым чаем в начале н.э. закрепилась слава "эликсира бессмертия". Из всех сортов чая он считается самым полезным, поскольку в нем сохраняется максимальное количество витаминов и ценных веществ, которыми так богат свежий чайный лист.
       Мало кто знает, но в Россию чай попал даже раньше, чем в Англию, когда казаки стали бывать в Сибири рядом с китайской границей. В правление Ивана Грозного, в 1567 году, казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывав в Китайской Империи, слагали небывалые похвалы вкусному местному напитку китайцев, называя его "китайской травой". В западной же Руси чай впервые отведали в 1618 году, когда китайский посол подарил царю Михаилу Федоровичу, несколько сундуков чая. А вот в Англию он попал только в 1664 году, когда купцы Ост-Индской английской компании привезли в дар своему королю два фунта чая.
       Закончив экскурсию, ланкийка пригласила в небольшое кафе на верхнем этаже, чтобы продегустировать их продукцию - выпить чашечку свежего чая. Разница между чаем который продают у нас и тем, который пьют здесь - просто разительная! В продаже есть также великолепная коллекция ароматных чаев с натуральными добавками фруктов, трав и растений. Хороший ланкийский чай продается и в Москве в специальных небольших магазинчиках, хотя стоимость его куда выше того, который продают в обычных магазинах. Даже сами местные жители часто выращивают чай у себя на участке земли перед домом для собственных нужд, поскольку покупать изготавливаемый на фабриках чай, многим несколько дороговато.

Кафе


       Продегустировав местную продукцию и попрощавшись со служащими фабрики, выезжаем в сторону Канди. По дороге останавливаемся у одной из многочисленных фруктовых лавок.

Фрукты


       Вернувшись в отель и пообедав, переодеваемся в более подходящую одежду, поскольку посещение Храма Зуба Будды в шортах категорически запрещено. Девушкам также не стоит заходить в храмы с открытыми плечами.
       В ожидании Лагма, спустились немного вниз по дороге, чтобы сделать несколько снимков города. Закончив съемку, отправляемся к зданию Кандийской ассоциации искусств...

Вид на Канди



Традиционные кандийские танцы (Kandy cultural show)



       Национальные танцы Шри-Ланки являются одним из главных элементов ланкийской культуры и непременным атрибутом всех национальных праздников, религиозных процессий и ритуальных церемоний. Исполнение танцев сопровождается звуками барабанов всех видов и размеров. Этот вид народного искусства был хорошо развит в доколониальные времена, но пришел в некоторый упадок во время колониальной эпохи.
       Сейчас на юго-западном побережье Шри-Ланки популярны грациозные пластичные танцы рухуну. Сюжеты танца заимствованы из различных особенностей деревенской жизни – танец урожая, танец с кувшином и т.д.
       В районе Канди наоборот популярны динамичные танцы, без которых не обходится ни одно праздничное событие. Танцоры выступают в красно-белых костюмах, с многочисленными браслетами и бубенцами на руках и ногах. Кандийский танец представляет собой древний ритуал церемонии ублажения бога Кохомбы, при котором танцор выступает в роли шамана. Еще одной разновидностью традиционных национальных танцев Шри-Ланки являются магические танцы, связанные с древними поверьями, бытующими на острове и в наше время. Наряду с танцами, появившимися из ритуальных церемоний, имеются и светские развлекательные танцы имитирующие поведение животных и птиц. Но главное зрелище на острове, которое с гордостью демонстрируется на всех фестивалях и важных праздниках – национальный танец Кандийан.
      Существует легенда о происхождении танца:

    Давным-давно могущественный сингальский король заболел непонятным недугом-наваждением: каждый раз он видел один и тот же сон о нападающем на него леопарде. Ничто не могло помочь правителю и тогда к нему пригласили танцоров из Индии. Они и исполнили танец-заклинание, изгоняющий злых духов и король исцелился. "Посвежевший" правитель объединил страну и стал главным покровителем буддизма на Шри-Ланке.
    А местные жители переняли практичный танец-заклинание и пустили его "в обиход". В благодарность за исцеление эти танцы велено было исполнять в храмах, что и соблюдается неукоснительно по сегодняшний день.

       Кандийан танцуют мужчины в красно-белых костюмах богато украшенных серебром, с браслетами и тяжелыми серьгами в ушах. Музыкальные инструменты, сопровождающие действо – это барабаны и небольшие бубны в руках танцоров. Звеняще – стучащий аккомпанемент, видимо, способствует отпугиванию злых духов. Насчитывают четыре вида Кандийан: Найаки (Naiyaki), Вес (Ves), Уддекки (Uddekki) и Пантеру (Pantheru).

Традиционные танцы


       Несмотря на все вышеперечисленное, посещение Kandy Cultural Show было, пожалуй, самым спорным мероприятием во время путешествия по Шри-Ланке, хотя во многих путеводителях сказано, что "где как не в старой столице Шри-Ланки, в знаменитом городе Канди, знают толк в мудрых национальных плясках".
       Традиционные кандийские и южные танцы Шри-Ланки проходят в зале Кандийской ассоциации искусств (Аванхала), билет стоит 500 рупий на человека.
       Начало в 17:30, но советую приходить пораньше, чтобы занять места получше, так как желающих увидеть представление на удивление оказалось довольно много. Немного припозднились, сели в группу японцев, у которых в глазах читался священный ужас от того, что мы разделили их группу на две части) Вместе с билетами дают программку, в которой написано название танца и действа происходящего на сцене. Всего в программе заявлено 10 танцев, каждый из которых имеет свою историю (цитирую дословно):

1. Традиционное приветствие в сопровождении 5-и традиционных музыкальных инструментов. Эти музыкальные инструменты обычно используются во время проведения религиозных церемоний (3 раза в день) в храме зуба Будды.
2. Танцы "Пуджа". Этот танец - выражение глубокого почтения божественному ангелу, а также дань уважения учителю танцев.
3. Танец "Маски". Этот танец из южной части Шри Ланки. Птица Гурула убивает кобру. Это психологический метод изгнания злого духа.
4. Танец "Пантеру Нетум". Танец получил название от музыкального инструмента, похожего на тамбурин, в сопровождении барабанов.
5. Танец "Маюра Ваннама" - изображает павлина, его гордую поступь, красочное оперение.
6. Танец "Гини Сисила". Танец из южной части Шри-Ланки, изображающий силу заклинателя над силами зла и огня.
7. Танец "Рабан". Виртуозная игра на барабане в сопровождении других барабанов. Ритмический танец с покачиваниями в такт барабанным ударам при исполнении песни - баллады.
8. Танец жениями. Танцовщица с корзиной для просеивания риса танцует традиционный танец.
9. Танец "Вес". Танец исполняется в традиционных кандийских костюмах с 64 разными орнаментами. Танцоры изображают суровые испытания и страдания, выпадающие на жизнь человека. После исполнения танца можно добиться освобождения от страданий.
10. Хождение по горящим углям - ритуальный танец - дар богине Паттини. Набожные люди совершают этот ритуал в надежде получить благосклонность богини Паттини.

Традиционные танцы


       Без информации изложенной в программке сложно догадаться, что за события развиваются на сцене. Все артисты танцуют "вразнобой", движения не синхронны, что несколько удивляет. Сложно сказать задумывалось ли так или это недоработка хореографа, но искренность исполнения подкупает.
       Все это действо происходит под барабанный бой традиционного двустороннего барабана "беру". А вот костюмы очень понравились - яркие, в серебре, с нашивками, колокольчиками и пластинами.



Храм Зуба Будды (Sri Dalada Maligawa)



       От Кандийской ассоциации искусств до храма Зуба Будды (Шри Далада Малигава, Sri Dalada Maligawa) мы прогулялись пешком и чем ближе подходили к храмовой территории, тем больше прибавлялось народу на улице. Перед входом в храм расположились небольшие лавочки торгующие разноцветными маленькими букетиками из лотосов, которые используют в качестве подношений. При проходе на территорию всех посетителей проверяют секьюрити и не случайно, террористами уже предпринимались попытки взорвать храм.
       Для прохода необходимо купить билет и при желании можно воспользоваться аудиогидами. Как в любом буддийском храме необходимо снимать обувь – за небольшую плату ее оставляют на хранение. Советую захватить с собой плотные носки для гигиены и надеть их - это вполне допустимо.
       Уже начало темнеть, зажглись огни и прежде чем зайти внутрь, прогулялись по территории храма, чтобы успеть сделать несколько фотографий при хорошем освещении.

Храм Зуба Будды (вид снаружи)


       Несколько слов о самой реликвии и об истории храма. Священный зуб был найден в пепле на месте кремации Будды в 543 г. до н.э. его учеником. По преданию, правитель Калинги, терпя поражение в войне и боясь потерять реликвию, решил переправить ее из Индии на Ланку, что и сделала в 371 году его дочь - принцесса Хемамала в своих волосах.
       Реликвия стала символом суверенитета. Изначально зуб хранился в Анурадхапуре, затем его перевезли Полоннаруву. И только в 1590 году зуб попал в Канди, где король построил для него храм на территории королевского дворца, поскольку с давних времен существовало поверье, что кому принадлежит зуб, тому принадлежит власть. Немного позднее, король Нарендрасинха построил для реликвии новый храм, который сохранился до наших дней и сейчас является Внутренним храмом. Раньше в него доступ имел только король и священнослужители.
       Считается, что во время борьбы европейцев с местными верованиями, зуб был перевезен в Гоа, где его сожгли католические священники. Однако местные жители утверждают, что португальцам передали фальшивый зуб, а настоящий надежно спрятали.
       В настоящий момент Храму Зуба Будды около 250 лет, а центром архитектурной композиции является восьмиугольная башня - хранилище священной реликвии. Рядом была сооружена небольшая дагоба (ступа). Сегодня этот храм – духовный центр Канди и сюда потоком идут паломники и туристы. Пуджа (служба) проводится с 18:00.

Храм Зуба Будды (вид снаружи)


       Храм является частью огромного комплекса зданий, а слева от которых располагается Королевский дворец и Холл для аудиенций, а также дворец королевы, где сейчас музей.

Храм Зуба Будды (вид снаружи)


       Когда на улице стемнело, направляемся внутрь храма через ярко-раскрашенный узорами цветов туннель, который ведет в большой и длинный зал.

Храм Зуба Будды (вид снаружи)


Известно, что все свое учение Будда свел к четырем праведным истинам, а, именно:
- жизнь человека полна ссор и страданий;
- проистекают они из эгоистичных устремлений;
- полное освобождение от них достижимо;
- освобождение достигается преодолением Благородного пути из восьми принципов.
Вот эти восемь принципов: верный взгляд, верная мысль, верное слово, верное действие, верные средства к существованию, верные усилия, верное восприятие, верная концентрация.
       Что касается последнего, то это точно понадобится. Все дело в том, что пуджа сопровождается душераздирающими звуками от барабанов и струнных инструментов до труб. Добавьте еще сюда толпы народу, сильные запахи благовоний и лотосов.

Храм Зуба Будды (вид внутри)


       Во внутреннем дворе храма находится хранилище, где за решетками расположена комната постоянно охраняемая двумя монахами. В этой комнате в ковчеге, состоящем из семи золотых вложенных друг в друга сосудов, хранится реликвия.
       16 больших колонн поддерживают деревянную крышу храма. Понравилась искусно выполненная резьба по дереву, красивые расписные потолки, отделка серебром и слоновой костью.

Храм Зуба Будды (вид внутри)


       С двух сторон зала расположена лестница, соединяющая нижний и верхний зал. На втором этаже внутреннего храма стоит очередь с подношениями. Очередь движется вдоль ограждения до окна куда все кладут подарки. В это же окно виден зал, где хранится зуб Будды. Интересно то, что сам зуб каких-то нечеловеческих размеров:) Некоторые в качестве подношения оставляют на широких столах купленные перед храмом букеты с лотосами, которые к концу службы заполняют всю площадь столов.

Храм Зуба Будды (вид внутри)


       Отмечу, что согласно ритуалу, зубу следует помолиться, затем умыться водой из специального чана, очиститься от грехов в благовонном дыме и метнуть несколько рупий к основанию купола. Выходить из храма следует пятясь – чтобы не поворачиваться к святыне спиной.

Храм Зуба Будды (вид внутри)


       Не спеша рассматриваем роскошь и великолепие храма под ритмичный бой барабанов. Зал украшен фресками на которых изображены все 24 Будды предшествующие воплощения Будды Гаутамы.

Храм Зуба Будды (вид внутри)


       Я сфотографировал одну из картин изображающих процесс кремации, но позже выяснилось, что фотографировать ее было нельзя.

Храм Зуба Будды (вид внутри)


       В начале 19 века к храму было пристроено восьмиугольное сооружение, которое теперь служит библиотекой, где хранятся уникальные манускрипты на пальмовых листьях ола. Еще в храме есть миниатюрный Будда из изумруда, а также Будда из горного хрусталя, нефрита и золота.

Храм Зуба Будды (вид внутри)


       Один из манускриптов, выставленных на обозрение, содержит, всего-навсего, 1600 страниц.

Храм Зуба Будды (манускрипты)


       Осмотрев храм, выходим на улицу, обуваемся и следуем в небольшое помещение, где можно зажечь и поставить свечку.

Храм Зуба Будды


       С реликвией связана одна красочная процессия под названием - Эсала Перахера. Это грандиозный буддийский фестиваль проходящий в августе. Начинается он утром после новолуния, когда в Канди с раннего утра подтягиваются толпы паломников. В это время дороги в городе поливаются водой и вычищаются. Основная церемония начинается в 9 часов вечера. Центральное место занимает процессия из трех великолепно украшенных слонов – на первом едет свиток из листьев талипотовой пальмы с перечислением побед и подвигов кандийских правителей, на втором – восседает начальник царских сановников (махаут), а на третьем - в ларце находится зуб. За ними следуют музыканты со старостой храма. И все это шествие длится около 4 часов.
       А вот на следующий день происходит ритуал с не менее занятным названием – разрезание воды. Жрецы выплывают на кандийское озеро на лодках и, отчертив на поверхности воды магический круг, выливают прошлогоднюю священную воду. Затем священным мечом они рассекают воду и наполняют кувшин новой водой, которую хранят до следующего года. Считается, что вода имеет магическую силу. Отмечу, что в эти дни продажа алкоголя категорически запрещена.

Храм Зуба Будды (вид снаружи)


       Направляемся к выходу, где садимся в машину и отправились обратно в наш отель на ужин. В ресторане застаем целый оркестр исполняющий ланкийские песни в перемешку с мировыми хитами...
       Часть завтрашнего дня проведем в дороге - рано утром отправляемся на юг в сторону океана, заехав по пути в местечко под названием Пиннавела (Pinnawela), где расположен крупнейший слоновий питомник:)

                                                                                                                                                                             Продолжаем...


Поделиться ссылкой на страницу:




  <<<   В начало     |    <<   События     |    <   Назад     |     Возвращение в Эдем, часть 4                                                                                                                                                                           Далее   >