ЧАСТЬ 6: Его святейшество - Ватикан. Вечный город - Рим.


 
   <<<   В начало     |    <<  События     |    <  Назад     |     Италия, часть 6                                                                                                                                                                                      Далее   > 
    Просыпаемся в 6.30 утра по будильнику - после ночной прогулки отдохнули всего несколько часов. Сегодня "дневное" знакомство с Вечным городом и планы на день грандиозные: прогуляться по музеям Ватикана (Vaticano), заглянуть в Пантеон (Pantheon), на Капитолийский холм (Monte Capitolino), Римский форум (Forum Romanum) и Колизей (Colosseo). Планируем отыскать "уста истины" - на карте они, к сожалению, не обозначены, но где они находятся я догадываюсь. Также хотелось бы сделать несколько панорамных снимков города с одной из смотровых площадок.
    Позавтракав, отъезжаем от отеля и отправляемся на противоположный берег Тибра (Tevere) на улицу Витторе Пизани (Via Vittor Pisani)...

Piazza S. Maria delle Grazie


    ... где расположена церковь B.V. Mariae Gratiarum Matri.

S.Mariae Gratiarum Matri


    А напротив церкви - вход в музеи Ватикана (Musei Vaticani), перед которым выстроилась небольшая очередь.

Стены Ватикана



   Его святейшество - Ватикан



      Город-государство Ватикан (Stato della Citta del Vaticano) расположен на правом берегу Тибра, в северо-западной части Рима среди отрогов холмов Монте Марио (Monte Mario) и Яникула (Gianicolo), примерно на том самом месте, где находился цирк Нерона (Circus).
    С политической точки зрения Ватикан является небольшим государством, обладающим абсолютной независимостью и находящимся внутри территории Итальянской республики. Независимость Ватикана была утверждена в 1929 году так называемыми Латеранскими соглашениями.
    Общая длина государственной границы составляет 3,2 километра, хотя Латеранские соглашения дали Ватикану некоторую экстратерриториальность (некоторые базилики, отдельные офисы принадлежат Ватикану). Граница в основном совпадает с оборонительной стеной построенной для предотвращения незаконных пересечений. Перед собором Святого Петра (Basilica di San Pietro) границей является край овалообразной площади (обозначен белыми камнями).
    Несмотря на небольшую территорию, город владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства созданные выдающимися художниками и скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя апартаменты Борджиа, капеллу Никколину, библиотеку, пинакотеку, Сиктинскую капеллу, Египетский и Этрусский музеи, станцы Рафаэля, галерею гобеленов и галерею географических карт.

Стены Ватикана


    Сокровища и собрания Ватикана накапливались постепенно, но со временем коллекции так разрослись, что остро встал вопрос о необходимости создания отдельных музеев. Для этой цели папа Климент XIV и кардинал Баски (будущий папа Пий VI) решили перестроить старые и построить новые помещения. Строительные работы длились 15 лет.
    Старый антикварий для статуй был переделан, к нему пристроили восьмиугольный портик, и все эти помещения приспособили под музейные залы. Новый музей получил название Пио-Клементино.

Вход в музеи


    Проходим проверку службой безопасности - все сумочки и технику пропускают через рентген, воду, колющие и режущие предметы проносить запрещено.

Проходная в Ватикан


    После проверки поднимаемся по лестнице и выходим во внутренний двор...

Лестница


    ... и спускаемся в сад Шишки (della Pigna, итал. Pigna - шишка), названного так, поскольку...

Внутренний дворик


    ... в торцовой стене Бельведерского дворца (Cortile del Belvedere) устроена полукруглая ниша с бронзовым римским фонтаном в форме шишки, которая когда-то украшала античные бани.

Мегашишка


    Еще одна интересная скульптура "Сфера в сфере" (Sfera Con Sfera). Она была приобретена, в 1990 году, при папе Иоанне Павле II. Автор - итальянский скульптор Арнальдо Помодоро. Другое название - "Земной шар" или "Золотой шар".
    Диаметр наружного шара - 4 метра. Скульптор вложил в свою работу особый философский смысл. Шар меньшего размера внутри большого шара, означает планету Земля - нашу планету, большой шар вокруг нее - Вселенная, которая неразрывно связана с Землей.
    Поверхность шара намеренно сделана зеркальной, чтобы каждый смотрящий на него увидел свое отражение и почувствовал себя неотъемлемой частью скульптуры. Внутри шаров показаны сложные, малопонятные человечеству механизмы этих двух неразрывных объектов - сложных систем. Скульптура вращается по горизонтальной оси, лишний раз, подчеркивая вложенный в нее смысл. Человечество, разрушая своими действиями планету, разрушает всю вселенную, тем самым, неизбежно ведет к гибели и себя.

Шар


    Для осмотра музеев целиком необходимо проделать путь около 8 км, а начать советую с этрусского и египетского музея. Основой Григорианского этрусского музея (Museo Gregoriano Etrusco) послужили археологические находки античных поселений южной Этруcии. Здесь выставлены предметы быта этрусков из керамики, бронзы, золота и серебра, саркофаги, греческие сосуды, бронзовая статуя Марса (4 век до н.э.), портрет Афины (5 век до н.э.).

Музеи Ватикана


    В Григорианском египетском музее (Museo Gregoriano Egizio) собраны предметы искусства египетских династий c III тысячелетия, найденные в Риме и в его окрестностях, а также во время римской оккупации Египта до 3 века н. э. или приобретенные в 19 веке из частных коллекций.

Музеи Ватикана


    Осмотрев коллекции, переходим в музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti), посвященный античной скульптуре, который был основан папой Пием VII. В нишах зала собраны классические произведения греческого и римского искусства, разделенные тематически на две части: греческая мифология и римская история.

Музеи Ватикана


    А вот в Галереи канделябров (Galleria delle Candelabri) встречаем ряд известных статуй, копии которых уже видели в других музеях, например, в том же московском ГМИИ им.А.С.Пушкина или греческих музеях – это многогрудая Артемида Эфесская (2 век), ...

Музеи Ватикана


    ... Персидский воин (3 век до н. э.), ...

Музеи Ватикана


    ... статуи Аполлона и Атланта, ...                               

Музеи Ватикана


    ... статуя Ребенок и гусь - причем, в основном, это все античные римские копии с греческих оригиналов эллинистического периода. Галерея также наполнена фрагментами древних фресок (2 век) с изображением сатиров и нимф, саркофагами и вазами.

Музеи Ватикана


       Пройдя галерею канделябров – входим в Галерею гобеленов (Galleria degli Arazzi — Галерея картин), в которой выставлены десять гобеленов, созданных по рисункам Рафаэля на Брюссельской мануфактуре.

Музеи Ватикана


    Потолок в галереи канделябров расписан так, что визуально он кажется объемным, хотя это особый вид росписи.

Музеи Ватикана


    Следующая галерея носит название Галерея географических карт (Galleria delle Carte Geografiche), которая хранит около 40 карт (1580–1583 гг.) с изображением земель, принадлежавших Ватикану.

Музеи Ватикана


    На некоторых картах показаны отдельные города, острова и владения церкви. Отдельно хотелось бы отметить потолок, который украшен изображениями из жизни апостолов и пап, а также сценами из Ветхого завета, пейзажами и аллегориями.

Музеи Ватикана


    Здесь же есть небольшой балкончик откуда проглядываются сады Ватикана и антенна местной радиостанции.

Музеи Ватикана


    Так называемые Станицы Рафаэля (Stanze di Raffaello) — помещения в папском дворце Ватикана, представляют собой три парадные комнаты и зал. В 1508–1517 годах над росписью стен работал Рафаэль Санти, которому на тот момент было 26 лет и его ученики.

Музеи Ватикана


       Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х.

Музеи Ватикана


    Лучшая фреска этой станицы — Пожар в Борго. По легенде, когда в Борго (районе Borgo, примыкавшем к папскому дворцу) в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть Собора Cвятого Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Музеи Ватикана


    Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) - первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.). Тема росписи — духовная деятельность человека.
    Наиболее интересная фреска на мой взгляд – это Афинская школа. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горных пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом.
    На фреске есть: Сократ, Диоген, Пифагор в окружении учеников, Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.

Музеи Ватикана


    Станца делла Сеньятура (от итал. segnatura – папский суд) – зал заседания суда. Фрески олицетворяют духовную деятельность человека – богословие, философию, поэзию и юриспруденцию.

Музеи Ватикана


    Станцы д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Это покои папы для приема гостей. Тематика росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
    Здесь на мой взгляд наиболее интересные две фрески, одна из них - Изведение Петра, рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, в битве при Равенне (Ravenna) в 1512 году он был взят в плен французами, но ему удалось бежать.
    Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части - ангел выводит Петра из темницы, в то время, как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Музеи Ватикана


    А вторая – Встреча Льва I с Аттилой. Это история о том, как в 452 году гунны вторглись в Италию, а папа Лев I встретился с вождем гуннов и уговорил его уйти из Италии (по другой версии, гунны ушли из-за чумы и успешных боевых действиях византийских войск).

 Музеи Ватикана


    В Ватикане собрана неплохая коллекция современного религиозного искусства - живопись, скульптура, прикладное искусство, графика, витражи, подаренные художниками и коллекционерами.

Музеи Ватикана


    Проходим в самое легендарное помещение - Сикстинскую Капеллу (Cappella Sistina). Вот тут-то попросили выключить камеру – снимать категорически запрещено. Запрет не связан ни с религиозными догмами, ни с вопросами безопасности, а все гораздо банальнее – с последней реставрацией фресок. Чтобы частично окупить реставрационные работы в местном магазине продаются открытки и фотографии с видами капеллы и фресками.
    А посмотреть действительно есть на что – стены расписаны Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV (отсюда и название помещения). Свод с люнетами и распалубками в 1508—1512 годах по заказу папы Юлия II расписывал Микеланджело. Мастеру потребовалось на это четыре года, которые он провел в тяжелейших условиях - ему приходилось писать лежа на спине в жару и холод.
    Сцены, изображающие более 300 персонажей, разделены на 9 основных секций. Первые пять фресок представляют собой сцены сотворения мира из Книги Бытья: Отделение света от тьмы, Сотворение Солнца и Луны, Отделение воды от тверди, Сотворение Адама, Сотворение Евы. За ними следует Грехопадение, Жертвоприношение Ноя, Всемирный потоп, Опьянение Ноя.

Сикстинская капелла


    А в 1536—1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену — фреску Страшный суд, по заказу папы Павла III. Фреска гораздо более мрачная: справа – грешники склоняются под ударом судьбы, их лица и тела содрогаются от ужаса, слева – к небу возносятся праведники.

Сикстинская капелла


    Капелла, кроме всемирно известных фресок, известна прежде всего тем, что именно здесь проходят Конклавы. Конклав (лат. Conclave – запертая комната) – собрание кардиналов, созываемое после смерти папы для избрания нового главы Ватикана.
    Приходит сие действо в изолированном от внешнего мира помещении и закрытым голосованием. Необходимо собрать не менее 2/3 голосов + 1 голос. Помещение открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной трубы над Сикстинской капеллой (иначе выпускают чёрный дым). Дым образуется от сжигания бюллетеней голосования с добавлением специального красящего вещества, придающий оттенок дыму.

Сикстинская капелла


    Выходим из Сикстинской Капеллы на улицу и спускаемся по лестнице...

Ватикан


    ... проходя на Площадь Святого Петра в одноименный собор - Собор Святого Петра (San Pietro in Vaticano).

площадь Св. Петра


    Собор Святого Петра – самый грандиозный христианский храм, построенный на месте, где, как считается, был погребен первый Апостол Христа, Святой Петр. На том месте, где теперь стоит собор, когда-то располагались сады цирка Нерона (Circus Neronis).

Собор Св.Петра


    Первоначально на месте погребения апостола находилась небольшая молельня, которую разобрали, когда император Константин решил построить в 324 году первую базилику Святого Петра.
    В 15 веке Николай V поручил Бернардо Росселлино снести константиновскую базилику и построить храм покрупнее. После кончины понтифика работы прервались, возобновившись только в 1506 году при Юлии II, но и тогда храм не был достроен. Наконец, в 1547 году руководство работами принял на себя Микеланджело, который, сохранив задуманный Браманте план храма в форме греческого креста, придал базилике великолепное купольное завершение.

Собор Св.Петра


    Проходим внутрь базилики через центральные бронзовые врата работы Филарета (1445 г.), пройдя мимо Святых врат. В древности начало юбилейного года ознаменовалось звуком трубы, сделанной из козлиного рога, называемой yobel, откуда и произошло слово юбилей.
    Святая дверь с бронзовым крестом и небольшим квадратным ящичком, в котором хранится ключ от нее, замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Собор Св.Петра


    Размеры Собора Святого Петра превышают размеры всех других церквей в мире: общая длина – 186 метров, высота купола, вмести со световым фонарем - 136 метров. На полу центрального нефа имеются отметки показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором Святого Петра.

Собор Св.Петра


    В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя Святого Петра 13 века, изготовленная, возможно, Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге, которая уже сильно стерлась.

Собор Св.Петра


    На полу мозаики с гербами римских пап, в том числе и Иоанна Павла II.

Собор Св.Петра


    Пройдя под грандиозный купол Микеланджело, стоящий на четырех колоссальных столбах, посетитель храма попадает в так называемый квадратный коридор, опоясывающий центральный алтарь.

Собор Св.Петра


    Сам алтарь находится под знаменитым балдахином Бернини, исполненным по заказу папы Урбана VIII из бронзы снятой с портала Пантеона.

 Собор Св.Петра


    Внизу под главным алтарем – капелла Исповедания (Capella della Confessione) постройки Мадерно, с 99-ю вечно горящими лампадами освещающими гробницу Святого Петра.
    В апсиде собора, иначе называемом трибуной, четыре скульптуры Учителей Церкви (Святые Амвросий, Августин, Афанасий и Иоанн Златоуст) поддерживают кафедру Петрову, бронзовое произведение Бернини, куда вделано деревянное сидение, принадлежащее, согласно преданию, первому Апостолу. Над кафедрой – голубь Святого Духа, окруженный великолепной композицией с изображением ангелов, облаков и солнечных лучей.

Собор Св.Петра


    Вход в Ватиканские гроты, с другими гробницами пап, находится у основания столба со статуей Святой Елены (у средокрестия базилики).

Собор Св.Петра


    Слева - гробница Папы Александра VII, поздняя работа Бернини. В той же зоне – алтарь Святого Льва Великого с горельефом, исполненный Альгарди, где изображен папа, останавливающий полчища Аттилы.

Собор Св.Петра


    Оплакивание Христа — первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (якобы, подслушав разговор зевак, которые спорили об её авторстве).
    В 1972 году на статую напал со скальным молотком венгерский геолог, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Собор Св.Петра


    По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа:
Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.


Собор Св.Петра


    Но больше всего меня впечатлило с каким искусством использовался мрамор различных цветов и оттенков для создания парадного интерьера собора.

Собор Св.Петра


    Выходим из здания и следуем мимо верной стражи папы – швейцарской гвардии. Считается, что гвардейцы носят форму, разработанную самим Микеланджело. Но увы, это не более, чем миф. Ее автор – Жюль Репон, который с 1910 по 1921 годы был командиром швейцарской гвардии. Он в 1914 году внедрил в своем подразделении новую "старую" форму, где основа мундира гала – куртка, по крою напоминающая итальянский дублет 15-16 веков.

Швейцарская гвардия


    Площадь Святого Петра (Пьяцца Сан Пьетро, Piazza San Pietro) – пожалуй, самая известная в мире. Как известно, архитектором ее выступил Джан Лоренцо Бернини в 1656 - 1667 годах. Она имеет овальную форму и ее максимальная ширина достигает 240 метров. В глубине площадь замкнута фасадом базилики, с отходящими от него четырьмя рядами колонн и пилястров дорического ордена, на вершине которых водружены 140 статуй Святых.
    Посередине — египетский обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой из Гелиополя (Heliopolis) и первоначально водруженный в Ватиканском цирке. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения.
    Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Зодчий Доменико Фонтана установил обелиск на современное место: на его вершину при этом поместили частицу голгофского креста. Два великолепных фонтана, справа и слева от обелиска, исполнены по проекту Мадерно и Карло Фонтана, соответственно.

Площадь Св.Петра


    Заходим в местный магазинчик – здесь продают цепочки, кулончики, кресты, монеты, открытки, марки – все ватиканской тематики, а затем выходим на широкую улицу Примирения (Виа Кончилиационе, Via d.Conciliazione), которая соединяет Ватикан с центром.

Via d.Conciliazione



   Вечный город - Рим



    Перейдя, таким образом, государственную границу, сворачиваем с Via d.Conciliazione на Via d.Penitenzier, где в начале улицы сохранились остатки Аврелиановой стены (Mura aureliane) опоясавшей древний город.

Аврелиановы стены


    Пересекаем по мосту Принца Амедео (Ponte Principe Amedeo Savoia Aosta) реку Тибр. Теперь это уже не та могучая судоходная река, которая неоднократно затапливала город. Она значительно обмелела и это видно даже по чрезмерно высоким набережным, которые сегодня так и называются – Lungoteveri (вдоль Тибра).
    Слева еще одно известное здание - Замок Святого Ангела (Castel Sant'Angelo, Кастель Сант-Анджело) – который первоначально строился, как мавзолей императора Адриана (Mausoleum of Hadrian). В нем были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем сооружение включили в Аврелиановы стены и его использовали в качестве крепости.
    Название замку дало событие – в 590 году папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что ознаменовало конец эпидемии чумы, бушевавшей в то время. В средние века замок был соединен с Ватиканом пассетто (укрепленным коридором) – в нем неоднократно скрывались папы в случае опасности.

Замок Святого Ангела


    Подъезжаем пару остановок на городском автобусе и выходим на Piazza Rotonda.
    Обелиск Пантеона изготовлен из красного гранита во времена фараона Рамзеса II. Он был привезен в Рим во времена Диоклетиана и украшал храм Изиды и Серапида. В 1711 году по приказу папы Клемента XI Альбани обелиск был установлен в чаше фонтана перед Пантеоном.

Обелиск Пантеона


    Пантеон (Рantheon) - один из самых знаменитых монументов античного Рима, дошедший до нас в превосходном состоянии. Он был построен по повелению Агриппы, затем Августа, в 27 году до н.э., был перестроен императором Адрианом в современных формах.
    На фасаде, несмотря на многочисленные перестройки, сохранилась надпись: M.Agrippa L.Cos. Terti-Fecit (Марк Агриппа, сын Люция, трехкратный консул, построил это). Название переводится как храм Всех Богов (от греческих слов pan – все и theos - боги).

Пантеон


    Здание Пантеона хорошо сохранилось, что явилось результатом его превращения в церковь в 609 г. н.э., названную 1 ноября того же года, как Девы Марии и всех Мучеников (Санта-Мария ад Мартирес, S.Maria ad Martyres). С тех пор этот день отмечается праздник День всех святых.

Пантеон


    Внутреннее убранство древнего храма потрясает своей роскошью и великолепием.

Пантеон


    Вдоль стен расположены гробницы: Рафаэля Санти (гробница с надписью: Это Рафаэль, при котором Природа боялась быть побежденной, а когда он умер, умереть самой) и двух итальянских королей, Умберто I и Виктора Эммануила II.

Пантеон


    Купол Пантеона, размеры которого превышают размеры купола собора Святого Петра, стал прообразом всех последующих великих куполов Ренессанса. Он был сделан из бетона, поэтому для того, чтобы держать такой вес, строители сделали стены толщиной 6 метров.
    Есть легенда, что во время строительства, когда натаскивали землю, император повелел в нее примешивать золотые монеты. Когда строительство было окончено, Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе – землю очень быстро расчистили.
    Несмотря на грандиозность и вес купола – находясь в здании об этом не задумываешься. В центре - огромное отверстие, диаметром 9 м, открытое прямо в небо, это так называемое око Пантеона, оно было сделано для освещения храма и для того, чтобы находящиеся в храме люди могли устремить свои взгляды прямо на небеса.

Пантеон


    А в мраморном полу проделаны отверстия для стока воды – чтобы дожди не затапливали здание.

Пантеон


    Выходим на Площадь Минерва (Piazza della Minerva), здесь внимание приковывает обелиск. После покорения Египта Цезарем его привезли в Рим и он вмести с другим стоял у входа в храм Исиды (L’Iseo Campense) на Марсовом поле (Campus Martius).
    Папа Александр VII Киджи решил установить обелиск на площади перед церковью Святая Мария над Минервой (Chiesa di Santa Maria Sopra Minerva) и доверил этот проект Бернини, который придумал для него базу в виде слоненка. Но поскольку он слона никогда в жизни не видел, то работал опираясь на описание очевидцев.
    Этот памятник сегодня известен, как Pulcino della Minerva, что произошло от бытовавшего в 18 веке названия Porcin della Minerva, подчеркивая сходство слоненка с поросенком. Считается, что чтобы добиться успехов в бизнесе, нужно потрогать слоненка-поросенка за хвост.

площадь Пьяцца Минерва


    Готический фасад церкви Святая Мария над Минервой – единственный в Риме, где большинство церквей было реконструировано в стиле барокко. Церковь (1280 г.) была возведена на руинах римского храма Минервы (Tempio di Minerva).

Санта-Мария сопра Минерва


    Рядышком разместилась церковь Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano), считающаяся национальной церковью католиков США и первым примером архитектуры барокко.

церковь Санта-Сусанна


    Приближаемся к цели нашей прогулки – Капитолийскому холму (Monte Capitolino), центру римской жизни, конечной целью триумфальных шествий римских генералов. Это один из самых "классических" холмов Рима: в первые века римской истории он представлял собой и акрополь, и религиозный центр.
    Современная Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio) располагается на двух вершинах, в античности занятыми храмом Юноны Монета (Iuno Moneta) (там, где теперь стоит церковь Санта Мария д’Аракоэли (Santa Maria d'Aracoeli) и храмом Юпитера Капитолийского (Iuppiter Optimus Maximus Capitolinus).
    Лестница из 112 ступеней, возведенная в 1348 году по обету в ознаменование окончания эпидемии чумы, ведет к церкви Санта-Мария ин Арачели (Santa Maria in Aracoeli). Когда-то на этом месте была Арче (Arce), цитадель Рима. Легенда повествует о том, что Август установил здесь алтарь в честь Помазанника Божьего в память предсказания Сибиллы о пришествии Спасителя. Церковь стала национальной церковью народа Рима, резиденцией средневекового Сената.

Капитолийский холм


    К холму, архитектонику которого изменил Микеланджело в 16 веке, можно подняться тремя путями: слева – по крутой лестнице, ведущей к церкви; справа – по изогнутой дороге Тре Пиле (Via della Tre Pile); в центре – по монументальной лестнице кордоната, спроектированной Микеланджело и декорированной двумя египетскими львами.

Капитолийский холм


    На Капитолийской площади (Piazza del Campidoglio) стоят три изысканных здания: в глубине – Сенаторский дворец (Palazzo Senatorio, конец 16-начало 17 века), справа – Дворец консерваторов (Palazzo dei Conservatori); слева – Новый дворец (Palazzo Nuovo), хотя ему более четырехсот лет.
    В центре водружена статуя Марка Аврелия (копия со статуи 2 века н.э.), стоявшая прежде на Латеранской площади (Piazza San Giovanni in Laterano). Это единственная дошедшая до нас конная статуя, из всех украшавших в свое время Рим. Оригинал статуи находится в Капитолийском музеи (Musei Capitolini). Статуя была позолоченной, и в народе существует поверье, что, когда позолота вернется на статую, то наступит конец света.

Капитолийский холм


    В древности Капитолий был символическим сердцем города, его главной святыней, и в первую очередь - жилищем богов. Здесь когда-то стоял Храм Юпитера Капитолийского (Iuppiter Optimus Maximus Capitolinus) - древнейший и важнейший храм, сгоревший в 1м веке до н.э.

площадь Венеции


    Буквально в двух шагах – площадь Венеции (Пьяцца Венеция, Piazza Venezia) - сердце Рима, свое название получившая по имени Дворца Венеции (Palazzo Venezia), построенного по приказу Павла II.
    Это место ещё во времена Римской республики было важным транспортным пунктом, здесь пересекались Фламиниева дорога (Via Flaminia) с Сервиевой стеной (лат. Murus Servii Tullii).

Витториано


    Витториано (Il Vittoriano) — весьма спорный монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1911 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый Алтарь Отечества.
    Монумент, на мой взгляд, перегружен различными деталями - колоннам, барельефами, статуями и др. Он также не особо нравится местным жителям, которые называют его пишущей машинкой, вставной челюстью и т.п.

Панорама Рима


    На крыше Витториано оборудована смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на Площадь Венеции,...

Панорама Рима


       ... откуда хорошо проглядывается рынок Траяна (Forum Traiana), ...

форум Траяна


    ... императорские форумы и Колизей (Сolosseus).

церковь Santa Maria di Loreto


    Рядом с площадью Венеции, когда-то располагался форум Траяна. Его композиция, спроектированная Аполлодором Дамасским в 107-114 годах, включала в себя обширную площадь с храмами и базиликами. От античного ансамбля сохранилась колонна Траяна (Columna Traiana), возведенная в 113 году в честь императора Траяна и оставшаяся почти неповрежденной временем.
    Её ствол, высотой около 38 метров, покрыт спиралеобразным 200-метровым фризом с эпизодами войны против даков (изображено около 2500 фигур). Сотни высеченных на ней рисунков, явились источников важнейшей информации о войне и приемах её ведения в Древнем Риме. На вершине колонны – статуя Святого Петра, водруженная в 16 веке вместо императора-язычника.

Колонна Траяна


    За колонной расположилась небольшая церковь Санта Мария ди Лорето (Santa Maria di Loreto).

церковь Santa Maria di Loreto


    Сохранились развалины рынков Траяна – внушительного комплекса зданий, являющих собой огромный полукруг торговых лавок и складов. Он был построен в 100-112 годах Апполодором Дамасским в виде террас на склоне холма. Всего в нем находилось около 150 лавок, таверн, закусочных, а также пунктов бесплатной раздачи продуктов населению. Рынок был построен с применением бетона с камнями, что позволило увеличить высоту строений.

развалины рынков Траяна


    Выходим на широкий проспект ведущий к Колизею, так называемую улицу Императорских форумов (Via dei Fori Imperiali), которую отстроили в 1933 году по приказу Б.Муссолини, объединив уже существующие улочки и разрушив средневековые строения. Название идет от расположенных тут форумов – Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна – это так называемые Императорские форумы (Fori imperiali).
    На стену прикреплены карты средиземноморских владений Рима в хронологическом порядке.

 Карты римской империи


    Римский форум (лат. Forum Romanum) был зыбкой долиной, лежащей между холмами Палатин и Капитолий. В железном веке долина служила кладбищем, расположенным на краю деревни, откуда, возможно, и возникло само название форум (латинское forum означает находящийся с краю, за пределами).
    Позднее кладбище превратилось в свалку для близлежащих деревень, а позже здесь была устроена общая рыночная площадь. Первые строения появились здесь, вероятно, в 7 веке до н.э. во времена этруссков. С расцветом империи на форуме возводились величественные здания, строились дома патрициев, храмы.

Римский форум


    Строительство форумов шло примерно 150 лет (с 46 до н.э. по 113 н.э.) в период ранней Римской империи. Императорские форумы не являются частью Римского форума или же старой Республиканской площади.
    Форум Цезаря (Forum Caesari) – первый из императорских форумов Рима, был отстроен, как расширение Римского форума, открытый самим Юлием Цезарем и посвященный его победе в битве при Фарсале (48 год до н.э.). Храм Венеры-родительницы (Venus Genetrix), от которого остались три прекрасных коринфских колонны, стал знаком признательности Цезаря богине "помогавшей" ему выиграть сражение.
    Форум Августа (Forum Augusti) построен при Августе в честь разгрома Брута и Кассия, убийц Юлия Цезаря, в битве при Филиппах. В глубине Форума – руины храма Марса-мстителя (Temple of Mars Ultor), посвященного богу войны "отомстившего" за гибель Цезаря. Храм, от которого осталось несколько колонн, был поставлен на высокий подиум; по его сторонам – развалины двух портиков и двух триумфальных арок. Форум Нервы (Forum Nervae) представляет собой свидетельства седой старины – две колонны, прозванные колонначче (колонки), стоящие по периметру стены, некогда принадлежали храму Минервы (Tempio di Minerva), от которого остались лишь фрагменты фундамента.

Римский форум


    Храм Весты (Tempio di Vesta), круглый, по преданию был возведен Нумой, который поместил там изображение Минервы и другие священные предметы, привезенные в Италию из Энеи. Весталки должны были постоянно поддерживать огонь. По обряду горожане гасили свои очаги в первый день римского нового года (1 марта), чтобы вновь растопить их от свечей, зажженных у священного огня.
    Весталок было шесть, они выбирались из самых знатных семей патрициев и начинали свою службу от 6 до 10 лет, а служили 30 лет. Потерявшую девственность весталку хоронили заживо (кровь весталки пролить было нельзя), а мужчину, совершившего оскорбительный акт, засекали насмерть. Если огонь гас, его вновь разжигали, используя для этого священные куски дерева, а виновных сек кнутом верховный жрец Рима. Весталки пользовались общественным почетом и специальными привилегиями, а любое оскорбление, нанесенное им, каралось смертью. По истечении срока службы весталка получала пенсию и могла выйти замуж.

Римский форум


    Арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo), поставленная в 203 году н.э., одна из самых больших триумфальных арок Древнего Рима, с рельефным изображением эпизодов победоносных войн императора против Парфии и Месопотамии. Слева от арки, Ростры (лат. rostrum, передние части вражеских кораблей, захваченных римлянами), служившие трибуной для ораторов.
    Курия (Curia), просторное здание, заложенное царем Туллом Гостилием в эпоху поздней Империи, где проходили заседания сената.
    Эмилиева базилика (Basilica Aemilia), рядом с Курией, строение республиканской эпохи, не раз страдавшее как из-за пожаров, так и из-за набегов варваров, и посему сохранившее только незначительные фрагменты.
    По направлению к Капитолию находился храм Сатурна (Tempio di Saturno), возведенный в 497 году до н.э., от которого сохранилось только восемь гранитных колонн с ионическими капителями и архитрав. Это одно из самых древних святилищ города. С древних времен под святилищем Сатурна находилась государственная казна, поэтому храм служил офисом для квесторов, государственных чиновников, отвечающих за финансы.

Римский форум


    Руины Храма Веспасиана (Tempio di Vespasiano) - это три красивые коринфские колонны и портик Двенадцати богов, вероятно, последнее языческое сооружение империи.
    Со стороны Палатина стоял храм Кастора и Поллукса (Temple of Castor and Pollux), братьев Диоскуров, также с тремя коринфскими колоннами, построенный в 484 году до н.э., так как Диоскуры, согласно легенде, оказали помощь римлянам в битве с латинами у Регильского озера.

Римский форум


    Храм Антонина и Фаустины (Tempio di Antonino e Faustina), возведенный во 2 веке в соответствии с сенаторским указом в память императора Антонина Пия и его супруги Фаустины был преобразован в притвор христианской Церкви Святого Лаврентия "ин Миранда" (San Lorenzo in Miranda).

Римский форум


    А рядом стоит церковь Санти-Лука-э-Мартин (Chiesa di SS.Luca e Martin) с барочным куполом, построенная в раннем Средневековье и перестроенная в 17 веке.

церковь Санти-Лука-э-Мартин


    Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме. Заложено оно было в 308 году императором Максенцием, а закончено его преемником — Константином в 312 году. Базилика была воздвигнута на месте складов для специй.

Римский форум


    Древняя христианская церковь Санти-Косма-э-Дамиано (Santi Cosma e Damiano) – находится на форуме Веспасиана. После того, как готский король Теодорих подарил папе Феликсу IV форумскую библиотеку с языческим храмом Ромула (Tempio di Romolo), папа распорядился объединить оба здания и освятил храм в память о греческих братьях Косьмы и Дамиана. Еще в 8 веке до н.э. на этом месте существовал примитивный храм Юпитера (Tempio di Giove), один из самых ранних в Риме.

Римский форум


    В Средние века каменные сооружения разбирались на стройматериалы, а ценные куски мрамора пережигались на известь. Форум был разрушен настолько, что стал известен как campo vaccine – пастбище. Раскопки начали проводиться начиная с конца 18 века до настоящего времени.
    Сегодня древний Форум, пусть сохранившийся только во фрагментах, выглядит величественно, как когда-то "центр мира", где принимались решения, влияющие на жизнь граждан империи.

Римский форум


    Выходим к самому известному строению Рима – Колизею (Colosseum, Coliseo) или Амфитеатру Флавиев (Amphitheatrum Flavium).

Колизей


    Это грандиозное сооружение было начато Веспасианом в 72 году н.э. и торжественно открыто при Тите в 80 году. На арене Колизея проходили битвы гладиаторов и охота на зверей.
    В течение Средних веком Колизей служил складом стройматериалов, главным образом для римских понтификов активно использовавших античный камень для сооружений монументов и зданий. При этом из структуры были выдраны все металлические скобы – дыры видны и сегодня. За долгие годы было разрушено две трети памятника – уничтожение продолжалось бы, если бы не папа Бенедикт XIV, который освятил Колизей во имя христиан, которые якобы приняли здесь мученическую смерть.
    Сегодня, хоть и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, тем самым бросая вызов знаменитому пророчеству:

    Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда Колизей падет Рим; когда падет Рим, падет мир.

    Название Колизей получил от находившейся рядом огромной бронзовой статуи – Колосса Нерона (Colossus Neronis). Место было выбрано недалеко от Форума и Палатина – на болотистых берегах озера, которое использовалось для церемоний при Золотом доме (лат. Domus Aurea) императора Нейрона.
    Внешние размеры огромной арены следующие: большая ось эллипса имеет в длину 188 метров, малая – 156 метров, высота трибун – 57 метров, рассчитан Колизей был на 50 000 зрителей. Экстерьер имеет три яруса с 80 аркадами и пилястрами, ограничивающими ниши, где прежде находились мраморные статуи божеств и героев Древнего Рима. Четвертый ярус был снабжен пилястрами и консолями.
    На открытии амфитеатра шли представления в течение 100 дней. Другая грандиозная манифестация произошла в 249 году, когда праздновалось тысячелетие Рима. Зрительские места состояли из трех ярусов: терраса, окольцовывающая арену, имела ложу для императора, которую никто не мог занимать даже во время его отсутствия. Здесь же находились места для сенаторов, магистратов и весталок. 240 деревянных опор поддерживали над верхним ярусом огромный тент из парусины, защищавший зрителей от солнца. Пол амфитеатра был покрыт песком, впитывающим кровь во время гладиаторских боев (отсюда слово arena, т.е. песок).
    Овальная арена сохранила шахты для подъемников, которыми доставлялись дикие животные из клеток, находившихся под уровнем арены. Считается, что тут же шли и навмахии, морские битвы, но подтверждений этому предположению нет - не были обнаружены соответствующие приспособления для наполнения и опустошения арены водой. Сражения гладиаторов были прекращены в 438 году, а последнее представление с животными зафиксировано в 523 г. н.э.

Колизей


    Перед Колизеем прогуливались несколько гладиаторов - за небольшую денежку с ними можно сфотографироваться. Желающие также могут арендовать небольшую повозку и прокатиться вокруг здания.

Колизей


    Арка Константина (Arco di Costantino) с тремя проемами – самая большая и лучше других сохранившаяся арка в Риме, свидетель последнего расцвета античного искусства в 4 веке. Арка поставлена в 315 году римским сенатом и народом в честь победы, одержанной императором Константином над его соперником Максенцием у Мульвийского моста.
    Часть её барельефов была снята с других монументов и арок и, в действительности, представляет не только деяния Константина, но и эпизоды жизни его предшественников. На стороне, обращенной к Колизею, вверху, изображена кампания Марка Аврелия против даков; на противоположной стороне – битвы Марка Аврелия и Константина. Вблизи Арки стоит устроенный в 1 веке конической формы фонтан Мета Суданте (Meta Sudans) с питьевой водой, проступавшей каплями.

Арка Константина


    Проходим арку и спускаемся по улице Via San Gregorio...

Via San Gregorio


    ... откуда можно пройти на Палатинский холм, где возник древний Рим и сохранились остатки величественных строений, таких, как Дворец Августов (Domus Augustana), стадион Домициана (Stadio di Domiziano) или...

Римский форум


    ... термы Септимия Севера (Terme di Settimio Severo).

Римский форум


    Большой цирк (лат. Circus Maximus) — самый обширный ипподром в Древнем Риме. Располагался он в долине между Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие двенадцать колесниц. Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок, а также похищение скота Геркулеса. Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя).
    Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. Остальные императора также улучшали, реставрировали его. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны для постройки новых зданий. Тем не менее, территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (например, рок-концерты).

Большой цирк


    Выходим к церквушке Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin). Церковь появилась в конце 6 века на месте античного храма, а в 8 веке здесь служили греческие монахи, бежавшие от иконоборческих преследований, отсюда второе название храма — de Schola Graeca. Латинское cosmedin — это искажение греческого эпитета прекрасный.

Санта Мария ин Космедин


    Первоначальная конструкция, с матрониумом (отделением для женщин) и тремя апсидами, в 12 веке была переделана и тогда же появилась романская колокольня и новый портик. Внутри – прекрасные мозаичные работы семейства Космати.

Санта Мария ин Космедин


    В портике слева сохранилась крышка от античного колодца или фонтана с маской тритона, прозванной горожанами Устами истины (Bocca della Verita). Согласно народному поверью, если в эти уста вложит руку лжец, то они закроются. "Уста истины" стали широко известны после фильма Римские каникулы с Грегори Пекомомо и Одри Хепбёрн.
    Еще одна реликвия спрятана в глубине церкви - ее крипте. Это большая платформа из вулканического туфа на которой возможно в древности стоял Великий Алтарь Геркулеса (Ara Maxima).

Уста истины


    В далекие времена на площади перед церковью шумел многолюдный рынок - Бычий форум (Forum Boarium), на который со всей округи собирались торговцы скотом. Здесь же произошел первый гладиаторский бой в 264 году до н.э. Позже в этом районе обосновалась община греков из Византии, на их деньги и построили церковь.
    Площадь долгое время использовалась для казней: здесь стояла гильотина на которой последний государственный палач Мастро Титта за 70 лет обезглавил 516 человек. Последняя публичная казнь состоялась в 1868 году.
    На площади находится фонтан Тритона (Fontana dei Tritoni). Статуя Тритона помещена на камень, история происхождения которого до сих пор остается неизвестной. Есть лишь предположение, что это древний идол, которому поклонялись и приносили жертвы язычники.

фонтан Тритона


    Рядом разместился круглый храм Геркулеса Победителя (Tempio di Ercole Vincitore), ранее считавшийся храмом Весты из-за сходства с храмом на территории Форума. Он уцелел лишь потому, что в Средние века был превращен в христианскую церковь. Это одно из первых зданий Рима, построенных целиком из мрамора, причем привозного (греческого).

Храм Геркулеса


    Выходим на Via del Tempio di Giove и проходим по улице до старого знакомого -

Via del Tempio di Giove


    ... - Театра Марселла. Без ночной подсветки он не менее эффектен.

Театр Марселла


    Замыкая круг, возвращаемся на площадь Венеции и выходим к форуму Траяна (Foro di Traiano).
    Форум был построен по приказу императора Траяна и был украшен трофеями, привезёнными после завоевания Дакии в 106 году. Согласно римскому альманаху Fasti Ostiensi, форум был открыт в 112 году, а колонна Траяна (Colonna Traiana) установлена годом позже. До нашего времени сохранились только часть рынков.

Античный квартал


    По соседству, около улицы 4 ноября (Via 4 Novembre) раскопали целый античный квартал. В нем находилось около 150 лавок, таверн, закусочных, а также пунктов бесплатной раздачи продуктов населению. Каждая лавка имела выход (vitrina) на улицу. В лавках продавались специи, фрукты, вино, оливковое масло, рыба, шёлк и другие товары с Востока.
    Посреди рынка располагалась Via Biberatica — улица, названная по находившимся на ней харчевням. Рынок Траяна интересен своей архитектурной конструкцией с применением бетона и кирпича: основу стены составляла смесь из бетона с камнями, что позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей, затем стены были облицованы кирпичом.

Античный квартал


    Поворачиваем на широкий проспект - Виа Национале (Via Nazionale) в сторону Площади Республики (Piazza della Repubblica) и Центрального вокзала (Termini). По дороге проходим мимо выставочного комплекса Palazzo delle Esposizioni, возведенного в конце 19 века в неоклассическом стиле, как храм искусств столицы нового итальянского государства.

Palazzo delle Esposizioni


    Выходим на вокзальную площадь, где в местном кафе дегустируем римское мороженное - вкусно, но пизанское было лучше.
    Поворачиваем в переулок и добираемся до ресторана Arhi Romani, где нас ждет традиционный итальянский ужин, как минимум часа на два))) После небольшой прогулки по улочкам, закупаемся провизией в дорогу - завтра утром отправляемся дальше на юг...

                                                                                                                                                                            Продолжаем...


Поделиться ссылкой на страницу:





   <<<  В начало      |     <<  События      |     <  Назад      |     Италия, часть 6                                                                                                                                                                                       Далее   >