ЧАСТЬ 4: Средневековая Сиена. Флоренция - дворец Питти, смотровая Микеланджело, прогулка по городу.


 
   <<<   В начало     |    <<  События     |    <  Назад     |     Италия, часть 4                                                                                                                                                                                    Далее   > 
    Ранним утром сразу после завтрака, выезжаем по живописным тосканским полям и холмам в сторону соседнего города - Средневековой Сиены (Siena). По дороге любуемся знаменитыми виноградниками - здесь издавна выращивали виноград для Chianti (Кьянти), известного итальянского красного вина. Оно производится в основном из винограда санджовезе. На марку Chianti Classico могут претендовать только вина из районов Греве (Greve) и Гайоле (Gaiole). Качество обозначают штампом Chianti DOCG, что гарантирует происхождение вина из определенного региона.
    Если хотите попробовать особенный вид кьянти, ищите на этикетке рисунок с лисой, стоящей на сложенных пирамидой бочках. Это герб папских древних виноградников, где растут самые старые лозы. Их корни очень глубоко уходят в землю и вбирают из нее максимум полезных веществ. Кроме того, папское вино монахи готовят по древнейшим рецептам.
    Другой признак хорошего кьянти – изображение черного петуха на красном фоне. Это знак производителей Chianti Classico, производство которых соответствует принятым нормам для данного вина: от обработки виноградника до розлива по бутылкам.
    К югу от Сиены производят два сорта красного вина, которые относятся к лучшим в Тоскане (Toscana). Это Brunello di Montalcino и Vino Nobile di Montepulciano. Оба сорта долгие годы выдерживаются в дубовых бочках, вызревая до нужной крепости и приобретая темно-красный цвет. Свой полный букет они раскроют лишь в том случае, если их откупорить, причем незадолго до подачи на стол. Любители крепких красных вин считают Brunello лучшим вином Италии.

Переезд Флоренция-Сиена


    Традиции изготовления белых вин зародились в области Орвието (сухое Orviento Classico), и прежде всего вокруг Монтефиасконе (Montefiascone), где производится игристое "Est!Est!Est!", безусловно, самое легендарное вино.
    Предание гласит, что один из епископов, сопровождающий в поездке по Италии императора Генриха V (это было в 12 веке) послал своего пажа с поручением отобрать лучшие местные вина по маршруту движения. Там где пажу наливали понравившееся винцо, на дверях ставилась отметка мелом по латыни "Est!". Надо думать, что в Монтефиасконе дегустация особенного удалась.

Переезд Флоренция-Сиена



   Средневековая Сиена



        Несколько слов о самой Сиене (Siena). Еще в период палеолита в здешних местах существовало несколько стойбищ, но постоянное поселение было основано только при этрусках (предположительно в 9 веке до н.э.). Как и большинство будущих тосканских городов, поселение располагалось на хорошо защищенном холме и принадлежало этрусскому племени, называемому Saina. Некоторое время местность контролировали гальские племена, называемые римлянами Saenones, а во время правления императора Октавиана Августа римляне основали здесь колонию, названную Саенна Джулия (Saenna Julia).
    А согласно римской легенде, город был основан Сением и Ацием, сыновьями Рема. Поэтому в городе можно увидел несколько статуй легендарной волчицы, вскормившей основателей Рима - Ромула и Рема. Однако, если в Риме на сохранившихся артефактах стоят буквы SPQR (Senatus Populusque Romanus, сенат и римский народ), то в Сиене везде красуется надпись – SPQS (сенат и народ Сиены).
    Благодаря расцвету банковского дела и текстильной промышленности, Сиена была одним из самых значительных средневековых городов Европы. Период благоденствия прервала чума в 1348 году, которая унесла жизни 70 000 человек из 100 000 населения. А в 1554 году длительная междоусобная война с Флоренцией закончилась падением Сиенской республики.
    Остановившись на стоянке перед крепостной стеной, пересекаем ворота и заходим в залитый солнцем город.

Крепостные ворота г.Сиена


    Сиена сохранила очарование средневекового города – тут нельзя строить современных зданий. Но, несмотря на то, что внутренняя планировка дома чаще всего перестроена на современный манер, фасады остаются неизменными.
    Город достаточно крупный, окружен крепостной стеной. Гулять по нему рекомендуется с гидом, поскольку узенькие спутанные улочки представляют собой настоящий лабиринт. Такая планировка позволяла рассеять ворвавшуюся в город армию - она будет вынуждена разбиваться на небольшие отряды и перемещаться по лабиринтам улиц под постоянными контратаками защитников города.

Улочки г.Сиена


    Город исторически поделен на 17 районов (контрад). У каждой контрады есть своя церковь, общественный клуб, геральдическая эмблема, флаг и животное-символ (которое обычно и дает им название). Мы начали свою прогулку по территории "улиток".
    Контрады либо нейтральны друг к другу, либо находятся во вражде. Часто, причины этой вражды давным-давно затерялись в глубине веков – одна контрада, например, могла быть торговым конкурентом другой... "Выяснение отношений" происходит на празднике Палио, но об этом далее. Сегодня контрад 17, а когда-то число доходило до 42.
    Верность контраде соблюдается во всем. Каждый район устраивает собственное ежегодное шествие и содержит оркестр тамборини (барабанщиков) и альфьере (знаменосцев), многих из которых можно увидеть репетирующими на улицах города в течение года.

Улочки г.Сиена


    Подходим к "развенчанной" церквушке, которую превратили в конюшню, после чего поворачиваем направо...

Контрада улиток. г.Сиена


    На церквушке-конюшне герб "улиток" - явный символ принадлежности к контраде. Обычно обитатели контрады "улиток" ранее занимались производством керамики и враждует с "черепахой".

Контрада улиток. г.Сиена


    Ко многим домам прибиты кольца – это "парковки" для лошадей, а между домами раскинуты многочисленные "перепонки".

Улочки Сиены


    Пройдя по узеньким улочкам, выходим на небольшую площадь. Судя по фонтанчику – мы перешли на территорию "пантер", союзников "улиток".

Контрада пантер.г.Сиена


    Это подтверждает и смотрящая на нас маленькая пантерка.

Маленькая пантерка. г.Сиена


    Судя по всему, у "пантер" накануне была вечеринка - повсюду расставлены столы и стулья. Традиционно, обитатели контрады были бакалейщиками и фармацевтами.

Улочки Сиены


    Здесь же знакомая нам колонна с капиталийской волчицей.

Улочки Сиены


    Выходим на Соборную площадь (Piazza del Duomo), где возвышается великолепное здание Сиенского собора (Duomo di Siena). Имеющее довольно простой вид, здание напротив носит название Госпиталь и странноприимный дом Санта-Мария-делла-Скала (Ospedale di Santa Maria della Scala).
    В нем около 800 лет находилась центральная больница Сиены. Это один из первых европейских приютов с автономной организацией, ориентированный в первую очередь на паломников, нищих и подкидышей. Сегодня здание является основным выставочным павильоном и археологическим музеем города.

Соборная площадь Сиены


    Сиенский собор (Duomo di Siena, 13-14 век) – одно из выдающихся зданий в готическом стиле, возвышающееся на месте, которое первоначально занимал древнеримский храм Минервы. Его внушительный фасад соединяет в себе готический и романский резной орнамент, колонны и тонкую декоративную отделку, почти полностью являющуюся произведением пизанского архитектора Джованни Пизано.
    В соборе хранится великое множество шедевров, заслуживающих внимание – один только мраморный пол, инкрустированный полудрагоценными камнями, является гордостью города. Он составлен из 56 сюжетных панелей со сценами из Библии, созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Кроме того, в интерьере привлекает внимание потолок, который украшают бесчисленные бюсты пап, кафедра, алтарь Пикколомини, четыре статуи в нижних нишах (это ранние работы Микеланджело) и многое другое. В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины,...

Кафедральный собор Сиены на Соборной площади.


    а на крыше - разместили статую ангела с копьем.

Ангел


    До эпидемии чумы 1348 года предполагалось расширить собор до невероятных размеров, но от этих планов осталась только незавершенная правая часть здания: она должна была служить главным нефом нового собора.

Стена планируемого собора.г.Сиена


    Спускаемся по одной из улиц - здесь три самые оживленные дороги города.

Улочки Сиены


    Одна из них, Via di Citta, идет до вершины холма откуда открывается чудесный вид на Сан-Доменико (San Domenico) – возвышающийся над долиной базилику и монастырь, построенные между 1225 и 1265 годами в готическом стиле.
    Главной ценностью базилики является голова Святой Екатерины, особо почитаемой в Сиене святой, которая хранится в алтаре капеллы.

Панорама г.Сиены


    Все улицы Сиены сходятся на Пьяцца дель Кампо (Piazza del Campo), или просто Кампо (campo – буквально означает "поле"), которая разместилась на стыке трех холмов. Эта площадь имеет форму створки раковины и считается одной из красивейших во всей Италии.
    В этом же месте сходятся три независимых, соперничавших друг с другом контрады. Таким образом, площадь была единственной нейтральной территорией в кипящем страстями противостояний городе. Возможно, что на Кампо располагался древнеримский форум, а позднее её превратили в центральную рыночную площадь города. Свой современный вид площадь приобрела в 1293 году, когда Совет Девяти (центральный городской орган управления), стал скупать городские земли для сооружения на этом месте новой площади большего размера.
    Полукругом вдоль площади разместились прекрасные дворцы, главным из которых является Народный Дворец (Палаццо Пубблико, Palazzo Publico, 1297-1342 гг), где сегодня находится городской муниципалитет и городской музей.
    Одна из фресок в музеи показывает лик дьявола – рогатого, клыкастого, косоглазого мужика.
    Со внутреннего дворика по лестнице в 503 ступеней можно подняться на 102 метровую Башню Обжоры (Торре-дель-Манджа, Torre del Mangia), построенную по проекту сиенского художника Липпо Мемми. С башни открываются великолепные виды.

Вид на Пьяцца дель Кампо


    Различают девять частей на которые разделена площадь, что символизирует девятерых членов совета. Её форма также символизирует покров Мадонны, которым она накрывает город, как бы беря его под свое покровительство.
    Напротив площади расположилась легкоузнаваемая Капелла ди Пьяцца (Cappella di Piazza), каменная ложа которой была заложена в 1348 году в ознаменовании окончания эпидемии "черной смерти".

Вид на Пьяцца дель Кампо


    Скульптуры на украшающем площадь Фонтане Радости (Fonte Gaia) являются копиями 19 века с подлинников, датируемых 15 веком (оригиналы находятся в местном музеи).

Фонтан


    Чтобы понять характер сиенцев, лучше приезжать сюда 2 июля или 16 августа, когда в Сиене празднуется – Палио делле Контраде (Il Palio). Ежегодно площадь становится ареной проведения этого средневекового праздника, во время которого проводится демонстрация красочных костюмов далекой эпохи средневековья, выступление знаменосцев, размахивающих флагами. А кульминация праздника - конные скачки, короткие по времени, но полные динамизма и драматизма, поскольку, по правилам, всадникам разрешается проявлять по отношению друг к другу коварство и даже стаскивать противника с лошадей.
    Согласно сохранившимся описаниям, Палио проводится в Сиене ежегодно, начиная с 1310 года, когда скачки устраивали на улицах города. Только в 1656 года были введены новые правила – три знаменитых круга по площади Кампо. Главный приз – палиум (вышитое знамя), которое и дало название празднику. Участники скачек представляют свои контрады.
    Из 17 контрад, только 10 могут принимать участие в Палио и эту десятку определяет жребий. У каждой контрады есть собственный соперник, как правило, соседняя контрада, добиться поражения которой ничуть не менее важно, чем победить самому.
    Заключаются союзы, даются взятки, лошадям дают допинг. Были известны случаи похищения людей и животных перед скачками. Поэтому с наездников и лошадей не спускают глаз: сообщение с внешним миром возможно только через охранников.
    Хотя этот сказочный праздник длиться всего лишь два дня, жители Сиены готовятся к нему загодя - шьют себе средневековые костюмы и прогуливаются в облике рыцарей или праздничных одеяниях 15 века практически все лето.
    Дню скачек предшествуют бесконечные церемониалы, в том числе и освящение лошади, что не считается зазорным. В 19:00 лошади собираются для забега, который длится около 90 секунд. Это стремительная, яростная и очень опасная гонка. Чтобы минимизировать травмы – вдоль трассы насыпается песок и на площади выкладываются маты. Самое опасное место – небольшой выступ перед Палаццо Пубблико. Прийти вторым считается особенно позорным, поэтому, как только выделяется явный победитель, скачки забавно замедляются. Как проводят Палио – можно посмотреть в youtube.
    После победы, тысячи людей участвуют в банкете, который устраивается на улицах победившей контрады, сочиняются сонеты, огромные суммы выплачиваются по ставкам и пари.

    Заходим в небольшое кафе, присаживаемся за столик и заказываем бокал Vino Nobile di Montepulciano.

В кафешке


     Пока заказ выполнялся, понаблюдали за мужчиной в шляпе, который развлекал публику тем, что брызгал на прохожих из брызгалки, одевал им на голову свою шляпу...

 в салоне Airbus A320


    ... и довыделывался до того, что к нему в итоге подошел полицейский.

Полицай


    Перекусив в кафешке, плавно выдвигаемся по направлению к стоянке....

Улочки Сиены


    ... по территории "орлов". Традиционно обитатели этой контрады становились нотариусами.

Герб орлов


    Ориентиром нам послужила ранее отмеченная церквушка-конюшня, к которой мы приблизились с другой стороны. Теперь следуем только прямо.

Улочки Сиены


    Пересекаем ворота и выходим на стоянку, откуда выезжаем в сторону Флоренции.

Городские ворота


    По дороге любуемся все теми же тосканскими видами... Красиво!

Переезд Сиена-Флоренция

    Не удивительно, что многие, объехав всю Италию, останавливают свой выбор именно на Тоскане и возвращаются сюда вновь.



   Колыбель Ренессанса - Флоренция



    Вернувшись во Флоренцию, направляемся на площадь Республики (Plazza della Repubblica), откуда уже пешком по улочкам проходим к одному из самых известных мостов - Старому мосту (Понте Веккьо, Ponte Vecchio).

Улочки Флоренции


    На одной из улиц девочка рисует мелками на асфальте "Ritratto di dama" ("Портрет дамы") Леонардо да Винчи – красиво!

ИЗО


    Поднимаемся на Понте Веккьо (Ponte Vecchio). Во времена этрусков здесь находился другой мост. При римлянах через это место проходила Виа Кассиа (Via Cassia), важнейшая дорога соединяющая Рим с основными северными городами.
    На протяжении веков мост был единственным в городе мостом через Арно (Arno). Из-за наводнений его деревянные надстройки приходилось часто восстанавливать. Существующий мост был построен в 1345 году, а первые магазины появились еще на древнеримском мосту в 13 веке - это были в основном лавки, где торговали рыбой и мясом. Затем к ним присоединились дубильщики.
    В 1593 году великий герцог Фердинанд I прогнал с Понте Веккьо торговцев и ремесленников, которых он называл деятелями "низких искусств". А на их месте, удвоив арендную плату, разрешил вести деятельность 50 ювелирам и мастерам золотых дел, потомки многих из которых и сегодня продолжают тут торговать.

Понте Веккио


    Говорят, что именно отсюда пошло слово "банкротство". Когда продавец, торгующий на мосту не мог заплатить по своим долгам, к нему приходили солдаты и попросту ломали его стол. Действие получило название banko rotto, что означает сломанный прилавок.
    Понте Веккьо – один из самых знаменитых образцов Флоренции и единственный мост, который не был взорван отступавшими нацистами, причем якобы только личное вмешательство Гитлера спасло мост от разрушения.

Флоренция


    В центре моста установлен бюст самого известного мастера золотых дел - Бенвенуто Челлини.

Понте Веккио


    На другом берегу обнаружили ряд зданий с размещенными на них памятными табличками...

в этом доме жил Никколо Макиавелли


    Одна из них сообщает, что в этом доме жил Никколо Макиавелли – флорентийский мыслитель, писатель и политический деятель, особенно известный своим произведением "Государь".
    Другая табличка повествует о нашем соотечественнике – Ф.М. Достоевском. На ней сообщается, что именно здесь он написал свой роман "Идиот".
    А в конце извилистой улочки за Фортом Бельведере (Forte di Belvedere) можно отыскать бывшую виллу П.И. Чайковского, также отмеченную мемориальной доской, где он написал "Пиковую даму" (1890 г.) и другие свои произведения.

в этом доме жил Никколо Макиавелли


    Все эти здания находятся перед Дворцом Питти (Палаццо Питти, Palazzo Pitti) - цели нашей прогулки. Палаццо Питти – самый внушительный флорентийский дворец эпохи Возрождения. Начатый в 1458 году по плану Брунеллески, под наблюдением Луки Франчелли и по заказу Луки Питти, дворец впоследствии неоднократно расширяли.
    В 1550 году он был куплен Элеонорой Толедской, супругой Козимо I, став, таким образом, великогерцогской собственностью. После пресечения династии Медичи он перешел к Лотарингскому Дому, а когда Флоренция стала столицей Италии, служил королевской резиденцией. За дворцом расстилаются кущи недавно реставрированного Сада Боболи (Giardino di Boboli).

Палаццо Питти


    Проходим через парадные двери дворца во внутренний дворик и следуем к лестнице...

Палаццо Питти


    .. где на стене во всем великолепии наблюдаем герб семьи Медичи.

Палаццо Питти


    Я делаю снимок лестницы с небольшим каменным сфинксом,...

Палаццо Питти


    ... первого зала с сувениркой и получаю замечание от охранников - оказывается, что фотографировать во дворце строго запрещено.

Палаццо Питти


    Нельзя даже проносить воду. Бутылку с водой попросили закрыть в сумке, а сумку сдать на входе в камеру хранения.

Вид из окна Палаццо Питти


    Дожидаемся экскурсовода и проходим в залы дворца.
Внутри Палаццо Питти – художественная галерея систематизированная по нескольким разделам:

*  Палатинская галерея, сохранившая структуру пинакотеки 17 века, со специально созданными фресками Чиро Ферри и Пьетро да Кортона;
*   Монументальные (парадные) апартаменты;
* Галерея современного искусства с коллекцией тосканских художников – маккьяйоли, близких французским импрессионистам;
*   Демидовский зал, где царствует роскошный портрет А.Н.Демидова кисти Брюллова.

Есть также музей серебра, с прекрасными произведениями ювелирного искусства, а из художников тут представлены: Тициан, Рафаэль, Рубенс, Караваджо, Ван Дейк, Веласкес, Перуджино (особенно хороша его "Мария Магдалина"), Веронезе, Боттичелли и многие другие.
    А вот от экскурсии получил огромное удовольствие. Во-первых, её провели на русском языке, во-вторых, грамотное изложение материала – экскурсовод провел экскурс в историю развития живописи (школы, их особенности, приемы и как развивалась живопись). Здорово! Единственное неудобство состояло в том, что пришлось побегать по залам - картины расставлены не в хронологическом порядке...

Грот Буонталенти


    Под впечатлениям от картинной галереи и великолепной экскурсии покидаем дворец и следуем по набережной к Площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo), где расположена смотровая площадка.

Набережная Арно


    По дороге замечаем несколько небольших полуразрушенных башен и площадь Демидова (Piazza Demidoff). Да, да, названную в честь нашего Демидова - первого русского олигарха:)

Башенка


    Площадь Микеланджело (Пьяццале Микеланджело, Piazzale Michelangelo) – это и есть искомая смотровая площадка, в центре которой установлена бронзовая копия Давида и статуи из Капеллы Медичи.

Бронзовая копия Давида на площади Микеланджело


    С ее великолепной террасы открывается чудесная панорама на городской центр и берега реки Арно (Arno),...

Панорама г.Флоренции


    ... хорошо просматривается Кафедральный собор и Кампанила,...

Панорама г.Флоренции


    ... и, конечно же, Понте Веккьо во всем своем великолепии.

Панорама г.Флоренции


    Сделав несколько панорамных снимков, спускаемся на набережную и следуем к нашему отелю. На сегодня культурная программа окончена. По дороге знакомимся с местными магазинчиками и сувенирными лавками.

Набережная Арно


    Проходим Понте Веккьо заполненный толпами туристов и сворачиваем налево, следуя по набережной.
    Вернувшись в отель, вспоминаем, что забыли запастись водой и фруктами. Выхожу на улицу и осматриваю улицу, где замечаю небольшую лавку, зайдя в которую обращаю внимание на продавца, который активно жестикулируя, о чем-то болтает с дамой. Выбрав все необходимое, подхожу к продавцу, который, не переставая говорить, пробивает товар на кассе, берет деньги, дает сдачу и упаковывает покупку в картонную сумочку. И все это не переставая тараторить:)
    Вернувшись в номер, помещаю покупки в минибар, где обнаруживаю запечатанный тест на беременность. Интересно, сей предмет входит в штатную комплектацию минибара или позабыт кем-то из постояльцев?!
    Завтрашний день проведем в дороге - отправляемся в "Столицу мира" - Рим. Затем последует небольшой отдых и ночная прогулка по "Вечному городу".

                                                                                                                                                                            Продолжаем...


Поделиться ссылкой на страницу:






   <<<  В начало      |     <<  События      |     <  Назад      |     Италия, часть 4                                                                                                                                                                                  Далее   >