<<<   В начало     |    <<   События     |    <   Назад     |     Санкт-Петербург, часть 3                                                                                                                                                                   

   ЧАСТЬ 3: Петергоф. Прогулка по невскому


 

      Петергоф



       Петергоф (или как его называли в Советские времена - Петродворец) расположен в 30 км от Санкт-Петербурга, и по замыслу Петра I он должен был поражать воображение. Строительство велось под личным наблюдением императора. 15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие резиденции – Петергофа (петергоф в переводе с голландского – двор Петра), которая тогда состояла из 3 дворцов, 2 каскадов и 16 фонтанов.
       Петергоф неоднократно перестраивался, особенно после окончания Великой Отечественной войны. Он был захвачен фашистами в сентябре 1941 года, которые продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности резиденции - во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. После войны Петергоф был восстановлен, но реставрационные работы ведутся по сей день. Фотографии того, что осталось после оккупации этой территории, можно увидеть в гротах.
       Самое потрясающее зрелище Петергофа – это фонтаны! Несмотря на то, что фонтаны работают с дня города до осени, на зиму их выключают, нам удалось увидеть все это великолепие в начале мая – когда происходит их пробный пуск. Более того, удалось побывать в гротах, где проложены трубы и посмотреть систему подачи воды в действии. Действительно, не используется ни одного насоса!

Большой дворец. Петергоф.


          Основное архитектурное сооружение Петергофа - Большой дворец, возвышающийся на краю 16 метровой террасы. Стиль, разумеется, русский барокко.
       Если подойти к дворцу со стороны Финского залива, то взору открывается почти трёхсотметровый северный фасад с ризалитами, с пронизанными светом галереями и золотыми куполами корпусов "Под гербом" и Церковного. Блеск золота, архитектурная пластика фасадов, мощное движение и шум низвергающей воды - всё создаёт ощущение торжества.

Каскад фонтанов. Петергоф


       Замысел создания этого дворца с гротом под ним и каскадом Пётр I вынашивал несколько лет. Уже в 1712 году на строительстве Верхних палат было занято восемьсот тринадцать рабочих. Этим же годом датирован собственноручный рисунок - чертёж Петра I с обозначением расположения дворца. В "Десяти пунктах о Петергофе", датированных 16 ноября 1715 года, Пётр I указывал: "Палаты и грот достроить и канал". Автором начального проекта дворца можно назвать И.Ф. Браунштейна.
       Большой дворец (“Верхние палаты”) на горе предназначался для парадных приемов, а сам Петр жил в небольшом дворце Монплезир на берегу залива.
       Большой каскад фонтанов - самый крупный из триумфальных монументов Петергофа. Большой каскад объединяет 64 фонтана, 255 скульптур и декоративных деталей.

Вид на Большой дворец. Петергоф.


       По петровскому плану монументальной пропаганды фонтан символизирует торжество победы. Тогдашний день победы – 27 июня - День полтавской битвы, по церковному календарю – день Св.Самсония.
       Главный фонтан Петергофа и знаменитая скульптура – "Самсон, разрывающий пасть льву" – символизирует победу России над Швецией. Именно золотой лев изображен на гербе Швеции. Самсона Анна Иоанновна ставит к 25-летию Полтавы – аллею фонтанов протягивают до моря и пускают новый каскад.

Самсон, разрывающий пасть льву. Петергоф


       На холмах в 25 верстах от Петергофа бьют сильные Ропшинские ключи – оттуда при Петре прокапали первый водовод. Струи фонтанов взлетаю благодаря перепаду высот – принцип сообщающихся сосудов.
       В Петергофе два парка: Верхний (на верхней террасе) и Нижний (вдоль берегов Финского залива), а также несколько дворцов: Большой Марли, Монплезир, Эрмитаж и чуть в стороне – дворец Николая I.

Схема каналов Петергофа


       А вот эта фотография мне особенно нравится…. я назвал её "Симфония воды и света"!

Симфония света и воды. Петергоф.


       Поступило предложение погулять по гротам… взглянуть на систему труб, питающих фонтаны водой.
       Для этого проходим через терраску…

Вид на фонтаны с балкончика


       … и спускаемся в подземелье.

Гроты Петергофа


       Вот такие пластиковые трубы питают фонтаны… самая большая труба - запитывает "Самсона…".
       В подвале есть небольшая экспозиция, где представлены остатки старых труб. Здесь же раритетные фотографии Петродворца и того, что от него осталось после оккупации немцами, а также процесса восстановления.

Трубы питающие фонтаны.


       Прогулявшись по гротам, возвращаемся на площадку Большого дворца прямо перед каскадом фонтанов. В царские времена, на балкончике играл оркестр и приглашенные ожидали появления императора.
       На столе стояли вазы с фруктами, но при попытке что-нибудь взять со стола, включались фонтаны-шутихи, которые поливали "везунчика" водой на забаву остальным. Выйти с площадки на балкон тоже не представлялось возможным – выход прикрывали потоки воды…
       Как правило, как раз в это время из одной из дверей неожиданно появлялся император Петр I.

Фонтан-шутиха. Петергоф.


       На территории Петергофа сохранилось и другие "шутихи" - это фонтаны: "Дубок", "Грибок" и "Ёлочки".

Дюзы фонтана-шутихи. Петергоф.

       "Грибок" расположен около бывшей императорской купальни. Вокруг ножки "Грибка" стоят скамейки для отдыхающих. Когда фонтан начинает неожиданно работать, вода падает со шляпки "Грибка" из 164 трубочек, образуя вокруг скамейки отвесную стену, что не дают посетителям выйти.

Фонтан-шутиха. Петергоф.


       Невозможно описать все фонтаны и каскады Петродворца. Их очень много: Менажерные фонтаны, "Тритоны - колокола", Львиный каскад, Марлинский каскад, "Дубовый", "Межеумный", Римские фонтаны, "Тритоны", Каскад Драконов, "Пирамида"…

Каскад Драконов или Шахматная гора. Петергоф.


       … и многие другие помельче.

Шахматная гора. Петергоф.


       Дворец Монплезир стал первым сооружением, давшим основу целому комплексу каменных дворцов, которые впоследствии и были названы Петергофом.
       Мысль о постройке приморских палат на мысу, с которого видна столица, Кронштадт и северный берег Финского залива, принадлежала Петру I. На одном из его рисунков впервые появилось название этих палат - "Монплезю" (в переводе с французского - "мое удовольствие"). Сохранились собственноручные наброски Петра I, где он обозначил место постройки Монплезира и планировку Монплезирского сада.
       Строительство Монплезира началось в 1714 году с устройства насыпной площади на берегу, там, где было выбрано место для его постройки. В течение 1715 года были возведены стены центральной части Монплезира, а летом следующего года начата отделка зала под наблюдением И.Ф. Браунштейна. В 1716 году Монплезир отштукатурили и вслед за тем приступили к лепным работам. По характеру исполнения скульптура - несомненное произведение Б. К. Растрелли.

Дворец Монплезир. Петергоф.


       Монплезирские фонтаны были построены одними из первых. К созданию регулярных парков Петергофа приложил руку приглашенный из Голландии садовый мастер Леонард Ван Гарнихфельт. В Петергофе под его руководством трудились русские садоводы из подмосковных дворцовых сел.

Монплезирский фонтан. Петергоф.


       Не забывал свое детище и император. Из-за границы Петр I отправлял целые грузы с деревьями для дворцовых садов, разведение которых его весьма занимало. Он лично отмечал на планах, где следует поставить беседку, а где цветник или птичник.

Финский залив. Петергоф


       Прогулки по петергофскому саду и осмотр его во времена Петра I допускались только с разрешения самого государя. Иногда для посетителей Петр I назначал провожатого, хотя и сам очень любил показывать им диковинки своего увеселительного дворца.
       А диковинок в Петергофе было немало. Петр I хотел, чтобы его "забавный дворец" изумлял гостей разными чудесами. Так, по велению русского царя в большом гроте было поставлено несколько стеклянных колоколов, подобранных по тонам звучания. По колоколам ударяли молоточки, приводимые в движение особым колесом на которое падала вода. И тогда колокола начинали звенеть тихими и приятными аккордами. К сожалению, после Великой Отечественной войны, большинство парков пришлось создавать заново – многие уникальные техники ландшафтного дизайна были утеряны. Работа по воссозданию продолжается по сохранившимся в архиве чертежам.

Вид на Большой дворец. Петергоф.


       В Петергоф, разумеется, нужно ехать на целый день – тогда можно осмотреть все сады и посетить все дворцы. Мы же ограничены по времени вечерним поездом, поэтому садимся в автобус и следуем на Московский вокзал.
       Движение на некоторых центральных улицах Питера перекрыто (праздник, все-таки), Невский проспект временно стал пешеходным. До отправления поезда около трех часов, поэтому сдав единственную сумку в камеру хранения – отправляемся гулять по Невскому проспекту. Конечной точкой маршрута определяем Медного всадника.



      Прогулка по Невскому



       Нева - главная морская артерия, а Невский проспект - главная сухопутная улица города. Об этой улице написано очень много, практически каждый дом имеет свою историю. Невский проспект не зря заслужил название "улицы веротерпимости" (А. Дюма) - на ней расположено несколько совершенно разных церквей - Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Св.Петра и Павла, Армянская церковь Св.Екатерины, а также главная католическая церковь царской России – костел Св.Екатерины.
       В 1789 году в костеле в присутствии русского императора и коронованных особ Европы был похоронен последний польский король Станислав-Август Понятовский (в 1930-е годы прах передан Польше).

Невский проспект. г. Санкт-Петербург.


       Из известных сооружений Невского проспекта: Дом М.И. Вавельберга, Кондитерская С.Вольфа и Т.Беранже (Литературное кафе) - место тесно связанное с личностью А.С. Пушкина - он тут часто бывал и именно к Вольфу заходил Пушкин в день дуэли, выйдя из дома на Мойке 12. Здесь он встретился с лицейским другом и секундантом К.Данзасом и отправился на Черную речку на дуэль.
       В доме № 15 ранее располагался ресторан "Talon" - помните, куда ездил Евгений Онегин: "К Talon помчался: он уверен, что там уж ждет его Каверин.". Дом имеет необычайно интересную историю - на этом месте был первый гостиный двор, потом временный деревянный Зимний дворец, затем дом генерал-полицмейстера Н.Чичерина. Здесь проживали: В. Кюхельбекер, А. Грибоедов, купцы Елисеевы, О. Мандельштам, М. Зощенко, А.Грин и прочие.

Литературное кафе на Невском проспекте. г. Санкт-Петербург


       Начало Невского проспекта от Мойки до Адмиралтейства - деловой центр бывшей столицы. Здесь в первой половине 20 века появились представительства практически всех крупнейших банков России и Европы.
    Очень симпатичное строение - Дом акционерного общества "Зингер и К°". Есть и несколько дворцов - Дворец Строгановых, Аничков дворец, Дворец Белосельских-Белозерских. Здесь же находиться знаменитый Аничков мост, о котором я писал выше и Городская Дума с металлическим сооружением наверху башни – оптический (семафорный) телеграф. В начале 20 века около 100 подобных устройств осуществляли правительственную связь между Зимним дворцом и загородными резиденциями.
    Примерно в центре улицы расположен Гостиный двор, занимающий целый квартал сейчас, также как ранее он является крупнейшим торговым центром. Недалеко расположился еще один торговый центр - "Пассаж", напоминающий парижские магазины.

Музей шоколада. г.Санкт-Петербург


       Здесь же разместилась старейшая Публичная Библиотека- сейчас это Российская Национальная библиотека, занимающая несколько зданий. Основана она была Екатериной II – в ней работали библиотекарями И. Крылов, В. Стасов, а постоянными читателями были многие исторические личности – Л. Толстой, В.Белинский, Д. Менделеев, В.Ленин и прочие. Фасад Публичной библиотеки образует западную сторону площади Островского, в центре которой стоит памятник Екатерине II с виднейшими её сподвижниками.
       Рядом с памятником разбит сквер, в котором отдыхают горожане, поглядывая на знаменитый Александрийский театр (1832 год, арх. К.Росси), украшенный изображениями муз Аполлона. Здесь ставили в основном русские произведения в отличие от других императорских театров. Кроме того, Александрийский театр – центральная точка ансамбля, носящего имя своего создателя – улицы Зодчего Росси. Он представляет собой уникальное пространственно-геометрическое построение, своеобразный геометрический параллелепипед – ширина улицы равна высоте стоящих на ней домов (22 метра), а длинна равна 220 метра. Если встать спиной к Александринскому театру, то слева окажется знаменитое балетное Вагановское училище.
       С любой точки Невского проспекта видно здание Адмиралтейства. К нему стягиваются главные петербургские улицы-лучи и набережные. Это одно из первых зданий в городе - строительство его началось в 1704 году через год после закладки крепости на Заячьем острове, но об этом я уже рассказал выше.

Российский государсвенный исторический архив. (ранее Сенат и Сенод). г. Санкт-Петербург.


Приближаемся к цели нашей прогулки - Медному всаднику, который создал скульптор Этьен-Морис Фальконе, приехавший в Россию по приглашению императрицы Екатерины II, узнавшей о нем от Дени Дидро. И именно в переписке с Дидро Фальконе сформулировал замысел монумента, который звучал как: "Петр Великий сам себе сюжет и атрибут…". Змея, извивающаяся под копытами коня, появилась на памятнике уже на заключительном этапе. Императрица Екатерина, по чьей воле памятник появился, не забыла подчеркнуть собственную роль в истории - надпись сделанная на русском и латинском языках гласит - "Петру Первому - Екатерина Вторая".
    Памятник был торжественно открыт в 1782 году. Скульптуру установили на "Гром-камне" - 1600 тонный гранитный монолит нашли в окрестностях Финского залива и с огромным трудом доставили в столицу.
    14 декабря 1925 года именно вокруг "Медного всадника" произошли известные события - восстание на Сенатской площади. Её название связано со зданием Сената и Синода. Единство светской и церковной власти символически отражено в самой структуре здания, которое состоит из двух частей, соединенных аркой над Галерной улицей. Над аркой установлены скульптуры Благочестие и Правосудие. Сейчас здесь расположен Российский государственный исторический архив.

Медный всадник. г.Санкт-Петербург


       Возвращаемся на вокзал, где прогуливаемся по сувенирным лавкам, в одной из которых делают деньги даже из воздуха.

сувенир Воздух Санкт-Петербурга


       На этом наша трехдневная поездка подошла к концу. Впечатлений масса!

2006 г.   


                                                                                                                                                                                   Вернуться



Поделиться ссылкой на страницу:


   <<   В начало      |    <   События     |     Санкт-Петербург, часть 3