ЧАСТЬ 2: Невеста морей - Венеция. Средневековая Болонья.


 
   <<<   В начало     |    <<  События     |    <  Назад     |     Италия, часть 2                                                                                                                                                                                          Далее   > 
    Воскресенье 6:45 утра... за окном шумит прибой, солнце еще не взошло, а мы собираемся в дорогу – продолжать знакомиться с красотами Италии. Сегодня мы посетим Венецию (Venezia), где пробудем весь день, а вечером доедем до города Болонья (Bologna), где заночуем в одном из отелей пригорода.
    Восход солнца над морем – одно из самых чудесных зрелищ, которое может продемонстрировать природа и вечный сюжет для фотосъемки. Беру фотоаппарат в руки, да вот незадача, крыша перед окном сильно снижает обзор.
    Это дело поправимое - спрыгиваю с балкона на крышу, откуда делаю несколько утренних кадров. Возвращаюсь в номер обратно через балкон. Несколько минут в ванной комнате, быстрый сбор походных сумок и мы уже спускаемся в ресторан отеля.

    Восход солнца, вид из окна отеля Elizabet 4* (г. Римини)


    Первый прием пищи у итальянцев традиционно скромный – в лучшем случае кофе с круассаном, в худшем – простая чашечка кофе и на работу. Кофе в ресторане растворимый, натуральный только у барной стойки, которая утром не работает. Но по нашей просьбе официант запускает кофе-машину и приносит две чашки ароматного капучино.
    Накануне договорились о том, что рано утром нас заберет от отеля туристический автобус, идущий в сторону Венеции, а уже оттуда отправимся в путешествие по стране.
    Позавтракав, прогулялись по улице в направлении железнодорожного полотна. Город медленно просыпался – в некоторых кафешках уже расчехлили зонты, а где-то во всю пили кофе. Какая-то влюбленная парочка прогуливалась по улице. Да, утренний спокойный Римини совсем не похож на вечерний – яркий, бурный, с толпами народа.
    Возвращаюсь в отель к рецепшину – нужно забрать паспорта. На месте никого не было, даже хозяйки отеля, которая совсем еще недавно ходила по ресторану. Позвали какого сотрудника – попросили найти наши паспорта, он порылся немного и выдал чужие... мы их вернули и предложили найти все-таки наши. Теперь все в порядке – паспорта на месте, check out ограничился тем, что положили на стойку ключ от номера. Выходим на улицу и садимся в подоспевший транспорт.
    По дороге автобус собирает народ из других отелей, а мы поражаемся количеству гостиниц в этом городке. Но в низкий сезон город буквально "вымирает" - отели закрываются и иллюминация на площадях выключается. Отсюда следует, что Римини летом, и Римини зимой – два разных города - можно даже заблудиться в уже знакомых местах.
    Выезжаем из города и движемся вдоль побережья на северо-запад. По дороге гид развлекает нас рассказами о стране и дает первые страноведческие ориентировки...



   Переезд Римини - Венеция



    Итак, Италия состоит из нескольких регионов и тот в котором мы находимся называется Эмилия-Романья и Марке (Emilia-Romagna) – это одна из центральных областей. И хотя по нашим меркам страна небольшая – регионы сильно различаются между собой – север (Милан, Венеция) промышленный и богатый (средняя з/п ~ 2100 евро (1200 евро после вычета налогов), юг – напротив, достаточно бедный (з/п около ~ 800 евро). Соответственно, итальянец с севера сильно отличается от южанина, да еще и столь значительно, что кажется, что это два разных народа.
    Это чувствуется по менталитету и по языку - итальянский язык имеет несколько сильно отличающихся друг от друга диалектов. Считается, что на классическом итальянском говорят во Флоренции (Firenze) и в Пизе (Pisa). Из-за сильных различий севера и юга, периодически у северян возникает идея отделиться от южан в отдельную страну, но когда наступает время отпусков, они сами же едут отдыхать на прекрасные пляжи юга.
    Итак, Италия везде разная. Читая отзывы о поездке по этой стране, я имел лишь общее сведения, но даже и представить себе не мог, насколько Италия разная в разных регионах... По возможности попытаюсь передать колорит разных регионов, чтобы вы, уважаемые читатели, смогли сами выбрать то, что вам ближе к сердцу, если соберетесь в эту страну. Но сразу предупрежу – посмотреть всю Италию за одну короткую поездку невозможно и, скорее всего, вы будите возвращаться в эту страну еще не раз.

    Немного общих сведений.
Транспортная система, как и во всей Европе, в Италии хорошо развита... автобусы, поезда. Можно взять машину на прокат – для этого нужно иметь права международного образца. Российские права действуют на территории Евросоюза, равно как и в штатах, при аренде авто на счету блокируется определенная сумма денег и, несмотря на заверения транспортной компании, что это не так - разблокировка счета происходит где-то через неделю после возврата машины... К этому времени успевают прийти штрафные квитанции в компанию-арендодателя и сумма по ним будет списана с вашего счета. На дорогах страны очень много камер фиксирующих нарушения ПДД. За несколько нарушений местного жителя лишают прав – для их восстановления нужно нанимать адвоката, а итальянцы уверяли, что бюрократия в Италии в разы переплюнула российскую.
    Максимально допустимая скорость езды по трассе - 130 км/ч, для автобусов, в том числе туристических - 110 км/ч. Они оснащены черным ящиком который фиксируют скоростной режим. Если водитель его не придерживался, то его ждет крупный штраф. Вообще, штрафы в Италии довольно большие – лучше не нарываться. При этом каждый город или регион может устанавливать свои местные законы, переплевывая даже штатовские – где-то нельзя строить замки из песка на пляже, где-то ходить в купальном костюме везде, кроме пляжа. В Венеции, например, с некоторых пор нельзя кормить голубей (хотя это нарушается), а в Риме купаться в фонтанах... Поэтому настоятельно рекомендую перед путешествием в какой-либо регион уточнять местные законы, чтобы не спонсировать местную экономику.
    Несколько слов о местных напитках. Чайная культура, как таковая, в Италии отсутствует, кофе – это национальный напиток, впрочем, в соседней Греции аналогичная ситуация.
    Краткий словарик напитков:
чай на итальянском – текальдо
кофе эспрессо – так и произносится – эспрессо
кофе американо – тоже самое, что и эспрессо, но воды больше, а самого кофе меньше
кофе лярте – с молоком
кофе каретто – с алкоголем
аква-минирале – минеральная вода без газа,
аква фризанте или фрицанте (не знаю, как правильнее произносится) – с газом
граппа – виноградная водка
лимончеллла – лимонный ликер от 40 до 70 градусов – пьется строго после еды, иногда довольно крепкий.
По метрике: уно – порция около 40 г, а допи – двойная, 80 г, соответственно.

    Несколько слов о знаменитой итальянской кухне.
Ни для кого не секрет, что основа итальянской кухни – паста (pasta), т.е. макаронные изделия, включая маленькие пельмешки-тортеллини (tortellini) и маккерони (maccheroni). Критерий готовности пасты итальянцы определяют понятием al dente (под зубок) - приготовленную так, чтобы ее можно было откусить\разжевать. Это определенная степень твердости, неразваренности каждого отдельного кусочка пасты (чуть недоваренная на наш взгляд). Для обозначения именно этого состояния пасты есть особый жест, поначалу вводящий в ступор – итальянцы тычут указательным пальцем в собственную щеку, энергично поворачивая им несколько раз.
    При приготовлении пасты, перед варкой в воду добавляют немного оливкового масла. Есть еще одна хитрость – дно посуды, приготовленной для пасты, сначала присыпают твердым сыром, а затем уже аккуратно кладут в нее пасту и смешивают ее с нужным соусом (salsa), основой которого, чаще всего являются помидоры, оливковое масло, базилик, орехи, сыр, мясной фарш и т.д. Ну и, конечно же, множество сыров (formaggio), среди которых нежный сыр моццарелла (mozzarella), выдержанный пармизан (parmigiano), сыр с плесенью горгонцола (gorgonzola) и другие.
    Типичный распорядок приема пищи итальянцев - утром только кофе, через 1,5-2 часа капучино с булкой или круассаном, обед плотный, но быстрый, а вот ужин растягивается минимум на 1,5 – 2 часа с периодической сменой блюд. Дело в том, что итальянцы воспринимают ужин не как прием пищи, а как время сбора всей семьи и общения с друзьями. Быстрее разделаться с ужином и не рассчитывайте... как мы не подгоняли официантов, чтобы ускорить подачу блюд, особого успеха не добились. Ужин для итальянца - это святое!
    Общественные туалеты находятся вблизи основных достопримечательностей, стоимость пользования 0,5 – 1,5 евро. Но можно посетить с этой целью бары или кафе, но тогда принято делать небольшой заказ, например, стакан воды или чашечку кофе.
    В Италии, как во всей Европе, действует закон о курении – оно запрещено во всех общественных местах. За нарушение – штраф от 250 до 500 евро.

    О праздниках Италии:
Самый большой из них – День Всех Святых, который приходится на 1 ноября, а 4 ноября – День национального единства. 8 декабря итальянцы отмечают День непорочного зачатия, 25 декабря – Рождество и День Святого Стефана – 26 декабря. Естественно, что 1 января отмечается Новый год, а 6 января - Епифания. Февраль – период карнавалов, которые проходят почти в каждом городе, но самые знаменитые в Венеции и Виареджо. В апреле - Пасха (выходной день - Пасхальный Понедельник). День освобождения от фашизма - 25 апреля и Праздник труда - 1 мая. Летом в первое воскресенье - День провозглашения республики, а 15 августа - Успение (Феррагосто). Вроде основное перечислил... ах, да, самый главный праздник – чемпионат мира или Европы по футболу))) Когда играют итальянские клубы – можете быть уверены, мало кто будет работать в часы трансляций.
    Магазины, как правило, открыты с 9.00 до 19.00 с большим перерывом на обед – примерно с 13.00 до 16.00, а что поделать - итальянская сиеста. Поскольку большинство мелких магазинчиков частные, то время перерыва может "плавать", так что если хотите зайти после обеда, лишний раз спросите у продавца во сколько магазин снова откроется.
    Сотовые телефоны стандарта GSM. В Россию звонить стандартно: +7 (код города) телефон – парадокс, но стоимость минуты разговора с Россией немного меньше, чем межгород внутри Италии. Если пользоваться таксофонами, то телефонные карты можно приобрести в табачных киосках "Табаки". В них же покупаются билеты на наземный транспорт и, конечно же, табачные изделия.
    Проезжаем мимо парка развлечений Мирабиландия, что в пригороде Римини, где несколько десятков аттракционов. Среди которых - американские горки, которые тут называют "русскими", цирк, кинотеатр, театр и прочие развлечения.

Парк развлечений Мирабиландия. Пригород Римини


    Проехав еще с десяток километров, делаем небольшую остановку у какого-то монастыря, где пополнили запасы воды и выпили кофе.



   Невеста морей - Венеция



    Пригород Венеции узнается большим количеством мостов, протяженной водной гладью вдоль дороги, а вот погодка явно начинает портиться – дело идет к дождю. Вспоминается поговорка местных жителей: "Если Вас не устраивает погода в Венеции – подождите час, она изменится".

Пригород Венеции


    Прибываем на последний клочок суши, где раcположены огромные стоянки для машин, автобусов и других транспортных средств. Далее передвигаться можно только по воде.

Стоянка в пригороде Венеции


    Любой Итальянский город начинается?!... с сувенирных лавок, коих здесь превеликое множество.

Сувениры


    Обойдя первые сувенирные лавки – выходим к пристани, где "припаркованы такси", представляющие собой небольшие катерки.

Причал / автобусная остановка от стоянки до площади С.Марко (Венеция)


    С удивлением узнаем, что сегодня организована историческая регата (первое воскресенье сентября каждого года). Поскольку мы приехали достаточно рано, еще можно успеть торжественно въехать в город по Большому каналу (Canal Grande) – получив, таким образом первые впечатления о городе и ощутив атмосферу самой Венеции.

Местное такси (Венеция)


    Город парадно украшен. Во многих местах организованы трибуны и играет классическая музыка, которая, как фон, очень подходит этому удивительному городу.

Большой Канал Венеции (Италия)


    С качающейся лодки достаточно сложно фотографировать, так что многие фото приходиться переснимать по нескольку раз и все равно с линией горизонта у меня явные проблемы.

Большой Канал Венеции (Италия)


       А сюжетов для съемки тут множество - фасадные здания, колокольни....

Большой Канал Венеции (Италия)


       ... и даже вот такая симпатичная церквушка, к сожалению, не знаю, как она называется.

Большой Канал Венеции (Италия)


    А вот это здание очень известное - Ка’д’Оро (Золотой дом, 1420 г). Он получил такое название благодаря своему фасаду, который когда-то украшала позолота и облицовка из других драгоценных материалов. Сегодня внутри дворца расположена Галерея Франкетти, коллекция средневековой живописи и скульптуры с самым знаменитым шедевром Мантеньи "Святой Себастьян".

Большой Канал Венеции (Италия)


    Многие домики стоят вплотную к воде, как бы нависая над ней, но чаще всего, между водой и стеной дома оставляют небольшую полоску тротуара.

Большой Канал Венеции (Италия)


    Тут же разместился небольшой рыночек...

Большой Канал Венеции (Италия)


    Сразу отвечу на часто задаваемый вопрос по поводу неприятного запаха в Венеции – ничего подобного там не ощущалось. Каналы самоочищаются за счет приливов/отливов, а до 30х годов в них даже купались. Отвечу и на другой часто задаваемый вопрос - какая в каналах вода пресная или соленая – вода там слабо соленая. Сами не дегустировали, это со слов местных жителей:)
    Пересекли еще один из символов города - мост Риальто (Ponte di Rialto, 16 век) — это один из четырёх мостов через Гранд-канал расположенный в самом его узком месте.

Мост Риальто. Большой канал Венеции (Италия)


    Проплывая по Большому каналу, ощущаешь нереальность всего происходящего... прекрасный город, где вместо улицы – река, классическая музыка во дворах и сады на многих крышах...

Большой канал Венеции (Италия)


    По каналу ходит масса паромов - своего рода городских автобусов, перевозящих местных жителей и туристов.

Большой канал Венеции (Италия)


    Движение в канале достаточно плотное...

Большой канал Венеции (Италия)


    ... и не обходится без местной полиции:)

Большой канал Венеции (Италия)


    Приближаемся к цели нашего плавания - к центру города, площади Пьяцца Сан-Марко (Piazza San Marco).

Большой канал Венеции (Италия)


    Вид на нее со стороны канала потрясающий - слева Кампанила (Campanile di San Marco), посередине просматриваются Колонны Святого Марка и Святого Теодора (Colonne di San Marco e San Todaro), а справа - знаменитый Дворец Дожей (Palazzo Ducale).

Пьяцца Сан-Марко. Вид с Большого канала Венеции (Италия).


    За Площадью Святого Марка – канал значительно расширяется...

Большой канал Венеции (Италия)


    ... а наше "такси" прибывает на стоянку.

Большой канал Венеции (Италия)


    Она представляет собой коридор из воткнутых в дно канала деревянных бревен.

Стоянка такси. Венеция


    Проходим небольшой мостик и делаем несколько фотографий улочек города...

Набережная Венеции


    Входим во внутренний дворик небольшого здания - это одна из множества стекольных мастерских, где делают знаменитое венецианское стекло.

Фабрика венецианского (муранского стекла). Венеция


    На крышах некоторых домов возведены сады - свободного пространства мало, приходится выкручиваться.

Внутренний дворик фабрики стекла. Венеция


    Один из стеклодувов решил продемонстрировать свое мастерство - на наших глазах изготовил две лошадки подряд менее, чем за минуту. Чтобы научиться такому искусству – нужно практиковаться около 10 лет.

Изготовление лошадки мастером-стекольщиком. Венеция


    Со стороны выглядит все просто - из печи достается заготовка, пинцетом оттягивается её край, резцом делаются насечки. Вытягиваются передние лапы, вытягиваются задние лапы, щипцами обрезается заготовка и лошадка готова.
    Общую технологию изготовления стекла нам рассказали, но в главную тайну муранского (венецианского) стекла, посвящают только мастеров, даже подмастерьев не пускают в цех, где его изготавливают.

Изготовление лошадки мастером-стекольщиком. Венеция


    Стеклодув просит не трогать изготовленную лошадку - она еще какое-то время будет остывать. От предложения попробовать себя в качестве подмастерья и самим что-нибудь изготовить из стекла, дипломатично отказываемся – в помещении от печи очень жарко, хочется поскорее отсюда выйти.

Изготовление лошадки мастером-стекольщиком. Венеция


    В соседней комнатке экспонаты – их можно приобрести, но снимать на фото запрещают.

Венецианское стекло


    В Венеции продают много сувениров на любой вкус и цвет. Это различные украшения из драгоценных (и не очень) металлов, статуэтки, посуда, различный антиквариат, картины, расписная керамика и еще много всяких интересных вещичек, но и, конечно же, знаменитые венецианские маски.
    Разнообразие выбора вам гарантировано: от маленьких сувенирных вариантов до масок огромных размеров. Цены на маски разные: от 10 – 15 евро за маленькую сувенирную маску и от 50 евро до бесконечности за великолепно украшенную "полноразмерную".

Венецианское стекло


    Многие карнавальные маски – это варианты масок итальянской комедии Дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся: Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.
    К классическим маскам, не связанным с театром, относятся: Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Кратко расскажу о классических масках, а их внешний вид, я думаю, без труда можно найти в интернете.
    Маска Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, она пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой (tricorno). Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом bau или babau, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить "в народ". Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
    Маска Венецианская Дама (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами.
    Маска Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром, что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа (местного правителя). Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.
    Маска Вольто (Volto) - также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ёе носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).
    Маска Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску в обычное время не носили, но во время эпидемии её надевали доктора, посещая пациентов. В длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианские маски


    Кстати, в городе ориентироваться довольно просто - практически все указатели показывают куда ты идешь – к площади Святого Марко или от нее. Кроме того, все окна куда может пройти человек, идут под своими номерами. Ну и, конечно же, множество мостов, которые тоже могут послужить ориентиром.

Набережная Большого канала. Венеция


    Площадь Сан-Марко (Пьяцца Сан-Марко, Piazza San Marco) – культовое место, центральная площадь Венеции, где расположен одноименный собор, Дворец Дожей, Кампанила и знаменитое историческое кафе. "Прекраснейший салон Европы" - так называл Наполеон площадь Сан-Марко.

Площадь Сан-Марко. Венеция


    Рядом с набережной возвышались две колонны (colonne di San Marco e San Todaro) привезенные с восточного побережья Средиземноморья в 1170 году. Одну из них венчает Статуя льва Святого Марко, другую – Святой Теодор, один из покровителей города. Когда-то между колонами казнили преступников и местное население старается между ними не проходить – это считается к несчастью.

Колонна со статуей льва Св. Марка и Св. Теодора. Площадь Сан Марко. Венеция


    Слева от колонн Дзекка (Zecca) – бывший монетный двор и библиотека Марчиана (Marciana) – крупнейшая городская библиотека.

Площадь Сан-Марко.Венеция


    Рядом Торре дель Оролоджо (Torre dell'orologio) - башня с часами, над которыми красуется надпись на латинском языке: "Я отсчитываю только счастливые часы". По легенде, мастеров создавших эти часы ослепили, чтобы они не смогли больше создать ничего подобного.

Торре дель Оролоджо (часовая башня) на площади Сан-Марко.


    Самое высокое здание Венеции – Кампанила (Campanile di San Marco) высотой 98,5 метров, откуда открывается очень красивый панорамный вид на город. Каждые полчаса на башне бьют колокола – нам порекомендовали в это время на нее не подниматься – во время боя находиться в стенах башни очень некомфортно. После очередного боя колоколов, появилось желание подняться на Кампанилу и сделать несколько панорамных фото, но через 5 минут колокола пробили еще раз. Видимо, это было как-то связанно с исторической регатой.
    Кампанила была отстроена в 912 году и служила колокольней собора, наблюдательным постом и маяком. В колокольню несколько раз попадала молния и, наконец, 14 июля 1902 года она рухнула. При этом никто по счастливой случайности не пострадал. Совет города вынес решение восстановить её по старинным чертежам "dov’ era e com’era" (на том же месте и том же виде). И в 1912 году (через 1000 лет после постройки первой) башня была торжественно открыта снова.

Площадь Сан-Марко с ее монументами. Венеция


    У одной из колонн арендуем парочку раций – очень удобная штука, если потеряешься и для локальной связи. Вернуть их можно будет перед вылетом в Неаполе.
    Собор Сан-Марко – жемчужина Венеции. Великолепная базилика соединила в себе церковь и место погребения Святого Марка. Изначально местом погребения Святого Марка была скромная капелла во Дворце Дожей. Здание первой церкви (832 год), разрушенное и сожженное во время восстания в 976 году, сменило новое (978 год), которое снесли для сооружения новой церкви.
    В 1063 году дож Контарини решил возвести самую прекрасную из когда-либо существующих церквей. Сооружение этой уникальной церкви завершилось в 1094 году - она была освящена и объявлена официально "государственным собором".
    Во время четвертого крестового похода, когда венецианцы захватили и разграбили Константинополь, собор был разукрашен. Видно, что для строительства использовали колонны от различных строений, вывезенные из Царь-града. Снаружи базилика производит сильное впечатление.

Базилика Св. Марка на площади Сан-Марко.Венеция


    Сверху фасад украшает мозаика с изображением Мадонны, с двух сторон ее окружают масляные лампы, огонь в которых никогда не гаснет. Есть версия, что мозаика создана по заказу властей во искуплении ошибочной казни, по другой – во исполнении обета, данного заблудившимся моряком, который спасся благодаря заступничеству Девы Марии. Бронзовые статуи коней – копии (оригиналы внутри),...

Базилика Св. Марка на площади Сан-Марко.Венеция.


    ... подавляющее большинство мозаик тоже являются копиями.

Мозайка в базилике Св. Марка на площади Сан-Марко. Венеция


    Оригинальна только мозаика "Перенесение мощей Св.Марка в базилику" над крайней дверью слева.

Мозайка в базилике Св. Марка на площади Сан-Марко. Венеция


    Любой искусствовед легко расскажет о фасадах, резьбе и статуях, но я не искусствовед и знаком только в общих чертах. Собор действующий – в нем идут постоянные службы.

Бумажные ворота. Площадь Сан-Марко. Венеция


    Святой Марк – один из покровителей Венеции, хотя он жил тогда, когда этого города еще не существовало. Однако есть легенда, согласно которой, направляясь в Рим из Аквилеи, Марк пересекал лагуну, когда ему явился ангел, который сказал: "Мир тебе, Марк, евангелист Мой. Здесь будет покоиться твое тело".
    Есть мнение, что этот миф был создан в оправдании похищения мощей святого, а также для придания духовного статуса города. Похищение было совершено в 828 году и обросло множеством легенд. Например, о том, что хранители мощей святого, которые находились тогда в Александрии в Египте, были замешаны в его похищении. Из страха перед новым нападением они согласились помочь венецианцам украсть мощи, которые спрятали под свиным салом, чтобы обмануть мусульманских стражников. После трудного морского путешествия мощи были представили дожу, и Марк был провозглашен святым покровителем Венеции. Святые мощи хранятся в святилище собора – в главном алтаре под киворием из зеленого мрамора.
    В соборе есть Сокровищница с коллекцией трофеев, привезенных из Византии после четвертого крестового похода.
    Входим внутрь собора. Отделанный золотом купол настолько поразил меня, что я машинально нажал кнопку фотоаппарата и сделал снимок. И сразу же получил замечание карабинера, который попросил выключить камеру и больше внутри собора не снимать. Сказал он, разумеется, по-итальянски, но таким возмутительным тоном, активно жестикулируя руками, что в переводе фраза не нуждалась.
    Все фрески в соборе мозаичные – краски бы не выдержали такой влажности, поскольку во время наводнений собор часто подтапливается. Собор отстроен в форме греческого креста – по Византийской традиции. На протяжении веков ведущие художники своего времени (Тициан, Тинторетто и Веронезе), работали над мозаиками.

Интерьер базилики Св. Марка на площади Сан-Марко. Венеция


    Входим из Собора на площадь Св. Марка со стороны Прокураций - зданий, украшенных аркадами, которые когда-то были резиденцией прокураторов, отвечающих за управление государством.

Старая прокуратура и Наполеоновский флигель. Площадь Сан-Марко. Венеция


    Здесь же знаменитое кафе "Флориан" (открыто в 1720 году) – по легенде, Казанова каждое утро выпивал в нем чашечку кофе. Это была первая кофейня в городе, которую могли посещать совместно мужчины и женщины. Тут подают самое дорогое кофе в городе, причем, когда играет оркестр, цена его возрастает вдвое - "за прослушивание оркестра".

Знаменитое кафе на площади Сан-Марко, где когда-то каждое утро пил кофе Казанова. Венеция


    Ну и куда же в Венеции без полчищ голубей...

Голуби.Венеция


    Проголодавшись, отправляемся в небольшой ресторанчик с поэтическим названием "Под мостом" и занимаем свободный столик в глубине зала. Салат, паста al dente с мясным соусом, барбекю, фруктовый сок, вино, вода. За все 30 евро. Вкусно, но к неторопливой работе официантов нужно привыкнуть.
    По указателям возвращаемся на Площадь Св. Марка, по дороге прогуливаясь по магазинам. Туристов столько, что на некоторых узких улочках приходиться фактически протискиваться через толпы народа.
    Пожалуй, самое известное здание на площади Святого Марко – это, Дворец Дожей (Palazzo Ducale) – который на протяжении почти тысячи лет был резиденцией дожей (правителей), тайной полиции, судом, тюрьмой, а также административным учреждением города.

Дворец Дожей на площади Сан-Марко. Венеция


    Это красивейшее здание в готическом стиле, интерьер которого представляет собой лабиринт залов, украшенных позолотой и картинами,...

Дворец Дожей на площади Сан-Марко. Венеция


    ... а подземелье - достаточно большую тюрьму.

Дворец Дожей на площади Сан-Марко.Венеция


    На экскурсию по дворцу лучше записываться предварительно, поскольку проводят её довольно редко. На площади встречаем Лючию – она проведет экскурсию по Дворцу. Лючия прекрасно говорит по-русски, причем с довольно забавным акцентом - я бы назвал её "итальянской одесситкой".

Дворец Дожей на площади Сан-Марко.Венеция


    Ко многим открытым поверхностям зданий приклеены проволочки для защиты их от голубей.

Дворец Дожей на площади Сан-Марко.Венеция


    А вот в такое отверстие в стене вкладывали записки с доносами.

Окошко для доносов.Венеция


    Проходим во внутренний дворик Дворца Дожей. Здесь один из двух бронзовых парапетов для колодцев, расположенных в центре внутреннего двора дворца. Когда-то они поставляли лучшую во всей Венеции воду.

Внутренний дворик Дворец Дожей на площади Сан-Марко. г.Венеция


    Поднимаемся по Лестнице Гигантов (Скала Деи Джиганти), названной так по двум статуям "Марс" и "Нептун", символизирующим господство Венеции на суше и на море, соответственно. Когда-то на верхней площадке этой лестницы совершалась церемония коронования дожей.

Дворец Дожей на площади Сан-Марко.Венеция


    Для осмотра дворца поднялись по Золотой лестнице (Скала д’Оро) в Зал Антиколлегии, служившим приемной для высокопоставленных посетителей, которые в ожидании приема любовались полотнами Тинторетто и Веронезе, которые расписали также зал Коллегии, где обсуждались государственные дела.

Дворец Дожей на площади Сан-Марко. г.Венеция


    Внутри дворца очень много картин, но фото, даже без вспышки попросили не делать…

Дворец Дожей на площади Сан-Марко.г.Венеция


    В одном из коридоров обнаруживается старая гондола,...

Гондола во Дворце Дожей на площади Сан-Марко.г.Венеция


    ... а лестница вообще произведение искусства.

Дворец Дожей на площади Сан-Марко.г.Венеция


    Один из самых интересных залов – Зал Сената и Зал Совета Десяти, последний из которых был местом заседания тайной полиции и судей, в свое время державший в страхе все Средиземноморье.
    В Зале дела Буссола находится бока ди леоне (пасть льва), почтовый ящик, куда венецианцы могли опускать доносы на своих сограждан. Зал Большого Совета – это главная достопримечательность дворца. Его украшает самая большая в мире картина расписанная маслом – это "Рай" Тинторетто. Мебели в комнатах фактически нет, на что наш гид отвечает, что все давным-давно продали.

Дворец Дожей на площади Сан-Марко. Венеция


    Выглянув из окна, сфотографировал внутренний дворик...

Внутренний дворик Дворец Дожей на площади Сан-Марко. Венеция


    Пройдя через Мост вздохов (Понте деи Соспири, Ponte dei Sospiri), проходим в подземелье с мрачными камерами. Свое название мост получил из-за вздохов осужденных, которых проводили по этому мосту из дворца в тюрьму.

Вид с моста вздохов. Дворец Дожей на площади Сан-Марко. Венеция


    Мрачные, мрачные казематы... когда-то в одной из таких камер сидел знаменитый Джакома Казанова.

Казематы во Дворце Дожей на площади Сан-Марко.Венеция


    Сложно представить, как отсюда можно было сбежать, но ему удалось.

Казематы во Дворце Дожей на площади Сан-Марко.Венеция


    Вопреки распространенному мнению, Казанову посадили не за его похождения, а за богохульство - у него была обнаружена книга "Зогар".

Казематы во Дворце Дожей на площади Сан-Марко. Венеция


    Выходим из дворца и сразу же за нами закрывают ворота и ставят ограждение. Полагаю, что сегодня осматривать его уже никто не будет.

Улочки Венеции


    Проходим по улочке мимо театра к ближайшему каналу, где можно покататься на гондоле.

Улочки Венеции


    По дороге заглядываем в витрины магазинов, где выставлено венецианское стекло.... очень красиво!

Венецианские сувениры


    Тут же расположены и знаменитые бутики модельеров.

Улочки Венеции


    Ничто не напоминает о Венеции так, как вид гондолы скользящей по зеркальной глади каналов. В наше время все гондолы выглядит одинаково и это неслучайно...

Гондолы. Венеция


    Дело в том, что в 1562 году был принят специальный закон, стандартизирующий внешний вид этих лодок. Были запрещены практически все виды украшений, поскольку до этого лодки украшались так изыскано и сильно, что порой на них было небезопасно плавать. С тех времен все гондолы красятся в черный цвет, а внешний декор был сведен всего лишь к трем основным деталям – это загнутая вверх оконечность кормы, пара морских коньков и знаменитое ферро или носовое украшение с несколькими зубцами.
    Происхождение и символическое значение этих зубцов точно неизвестно. Я слышал версию, что они символизируют шесть районов Венеции. Единственный зубец, обращенный к корме, называют символом Дворца Дожей, Джудекки или Пьяццы Сан-Марко. Первые упоминания о гондолах в документах относится к 1094 году, хотя есть версии, что появились они в 697 году.
    На поездки установлены определенные тарифы – оплата берется за всю лодку, а не за место. Лодка стоит 108 евро за 30 минут катания. Всего в гондоле пассажирских 6 мест, при посадке гондольер визуально вас взвешивает и указывает на место, куда можно сесть для правильной балансировки.

Катание на гондоле. Венеция


    Забавно понаблюдать, как гондольер управляется с лодкой – он отталкивается веслом и ногами от стен домов в узеньком канале и при этом умудряется болтать с коллегами, да еще и попозировать для фотографов))) Кстати, диалект венецианцев очень специфичен и отличается от классического итальянского.

Катание на гондоле.Венеция


    Выплываем в Большой канал ...

Катание на гондоле.Венеция


    ... ширина которого около 70 метров. Проплываем около 200 метров и сворачиваем на очередную канал-улочку.

Катание на гондоле.Венеция


    К стенам многих домов приделаны зеркала для обзора соседних улочек ...

Катание на гондоле.Венеция


    ... а у некоторых дверей есть ступеньки, куда можно причалить.

Катание на гондоле.Венеция


    На гондоле, которая шла встречным курсом мужик играл на баяне:)

Катание на гондоле.Венеция


    Когда гондола причаливает к пирсу, то специальный человек подтягивает лодку крюком и помогает сойти на берег.

Катание на гондоле.Венеция


    Накатавшись вдоволь, выходим на набережную прогуляться после насыщенного экскурсионного дня.

Набережная Венеции


    В очередной раз прозвонили колокола на Кампаниле и продолжилась "Историческая регата". Следуя примеру других туристов и местных жителей, присаживаемся на лавочку, благо их расставлено очень много и наблюдаем за обилием ярко раскрашенных лодок.

Остров Сан Джорджо.Венеция


    Венеция перед заходом солнца выглядит удивительно красиво... блики играют на воде и солнечные лучи подсвечивают здания,...

Остров Сан Джорджо. Венеция


    ... гребцы выгребают на исторической "посудине" в залив. Великолепно!

Ежегодная историческая регата.Венеция


    Понаблюдав за регатой, отправляемся на небольшую пристань, откуда выезжаем в сторону стоянки общественным транспортом – небольшом кораблике.

Отплываем на стоянку.Венеция


    По левому борту один за одним прошли два огромных круизных лайнера... настолько огромных, что мне стоило большого труда захватить их полностью в объектив фотоаппарата.

Круизный лайнер.Венеция


    А между тем постепенно садится солнце и до стоянки доплыли уже в сумерках.

Возвращаемся на стоянку.Венеция.


    Дальнейший наш путь лежит в пригород города Болонья, где в одной из гостинец мы переночуем.
    Несмотря на усталость, решено было заехать и осмотреть центр вечернего города, поскольку днем транспорту, который не приписан к центру города, будет запрещен в него въезд. Подобный запрет действует во многих городах Италии, о чем лучше узнать заранее, когда арендуете машину.

Остановка автобуса.Венеция.


    И напоследок, еще пару слов о Венеции...
На youtubе есть пользователь livecard – это итальянец, снимающий превосходные ролики о своей стране и, в частности, о Венеции. Я эти ролики видел с авторского диска и очень рекомендую их посмотреть - уверен, что вы проникнитесь духом этого города. Выкладываю ссылку на два из них Venezia - The streets и Venezia - The carnival. К сожалению, остальные интересные ролики автор не выложил, а у него есть очень удивительный и красивый клип, посвященный снежной Венеции...



   Средневековая Болонья



    Болонья (Bologna) – город в области Эмилия-Романья и провинции Болонья, известен, прежде всего, своим старейшим университетом Европы, основанным еще в 1088 году. Старинные здания с аркадами сложены из оранжево-красного кирпича, благодаря чему у города есть несколько прозвищ – La grassa (толстушка), La dotta (ученая) и La rossa (красная).
    Большой интерес вызывает старинный центр города – средневековая мозаика аркад, башен, церквей, площадей. В Болонье сходятся авто и ж/д дороги Северной Италии.
    Беря свое начало от этрусков или еще более ранних народов, история Болоньи прошла путь от опустошения галлами в 4 веке до н.э., до завоевания римлянами и разграбления варварами. С 1300 до 1500 год – расцвет города, ставшим независимым городом-государством и входящим в десятку самых высокоразвитых европейских городов, но последующая междоусобная борьба знати привела город к упадку. Затем им правил клан Бентивольо в течение 50 лет, после чего власть перешла в руки папства вплоть до прихода Наполеона и австрийцев.

Улицы Болоньи


    Паркуемся недалеко от центра, хотя в столь поздний час и машин-то на улицах очень мало.

Улицы Болоньи


    Путь держим к центральной площади города, которая так и называется - Пьяцца Маджоре (Piazza Maggiore).

Улицы Болоньи


    На Площади Нептуна (Piazza Nettuno) – фонтан Нептуна (1563) (Фонтана дель Неттуно) работы скульптора Джамболоньи. В центре фонтана бронзовая фигура бога морей.

Фонтан Нептуна.Болонья


    Статуя отбрасывает забавную тень...

Тень Нептуна.Болонья


    В центре полно молодых людей, которые сидят в кафешках или просто прогуливаются по городу.

Улицы Болоньи


    Всю западную площадь занимает Муниципалитет (Палаццо Комунале, palazzo Comunale) – огромное здание, сочетающее в себе стили различных эпох, где расположена художественная галерея и Палаццо дель Подеста (Palazzo del Podesta, 13 век) - бывшая резиденция правителей города.

Палаццо Комунале на Пьяцца Неттуно.Болонья


    На главной площади города - Большой площади (Пьяцца Маджоре, Piazza Maggiore), находится самая большая церковь города - Базилика Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio, Сан-Петронио), построенная в качестве благодарности за обретение независимости в 1390 году в честь епископа 5 века, однако, она до сих пор не завершена из-за недостатка средств. Планировалось, что по размерам эта церковь должна была превосходить Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Vaticano). В результате неоконченного строительства кирпичный фасад церкви остался без мраморной облицовки.
    Средства, потраченные на строительство церкви, притом, что денег не хватило, были настолько огромны, что подобное расточительство якобы стало одной из причин выступления Мартина Лютера против католицизма.

Пьяцца Маджоре.Болонья


    Якопо дела Кверча, знаменитый художник из Сиены (Siena), создал в эпоху раннего Ренессанса (15 век) главный портал (порта-магна). Позади дворца Палаццио ди Ре Енцо (Palazzo di Re Enzo) проходит улица Via Rizzoli со множеством кафе, а в конце улицы стоят оба символа Болоньи: "падающие" дома-башни – Торе дельи Азинелли (La torre Asinelli).
    Продолжая путь по Via Zamboni, где расположен университет, можно подойти к готической церкви (монастырю) Сан-Джакомо Маджоре (San Giacomo Maggiore) и к Национальной пинакотеке (Pinacoteca nazionale di Вologna). Еще на улицах Болоньи достаточно много склепов.
    Время уже позднее, пора отдыхать, поэтому добираемся до нашего отеля Park Hotel 4*, расположенного в пригороде города. Единственный минус отеля – рядом проходит железная дорога, и, несмотря на то, что поезда в Италии очень тихие, её присутствие все же ощущается…

Отель


    Первым делом идем в ресторан, но поужинать в столь поздний час можно только дежурными блюдами – все той же пастой с соусом, колбасой и фруктами.
    Номер отеля небольшой, но учитываю, что мы остановились всего лишь на одну ночь, а, точнее уже на несколько часов, то ничего в этом страшного нет...

Номер в отеле


    Едва коснувшись подушки, проваливаемся в царства бога Сомнуса. Сегодня был насыщенный день, а завтра отправляемся в прекраснейший из городов, колыбель Ренессанса - Флоренцию...


                                                                                                                                                                            Продолжаем...


Поделиться ссылкой на страницу:





   <<<  В начало      |     <<  События      |     <  Назад      |     Италия, часть 2                                                                                                                                                                                  Далее   >