<<   В начало      |    <   События     |     Сергиев Посад и Александров                                                                                                                                                                                             

     По святым местам: Сергиев Посад и Александров


 

       Сергиев Посад (Sergiev Posad) - небольшой город (~ 105 тыс. жителей), расположенный в 52 км от Москвы. Известен он во многом благодаря Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или "Дому Пресвятой Троицы", как её называли летописцы. Можно сказать, что сам город обязан своим существованием преподобному Сергию и основанному им монастырю.
       В городе мне приходилось бывать несколько раз, но исключительно по деловым вопросам, поэтому саму Лавру я видел только со стороны крепостных стен.
       В один из морозных декабрьских выходных я решил посетить это священное место, а заодно и заехать "в гости" к Ивану IV Грозному в Александровскую слободу. Она расположена в соседней, Владимирской области в городе Александров, который в середине 16 века стал фактической столицей государства. Но обо всём по порядку.
       Согласно жизнеописанию (житие) Сергея Радонежского, составленному в начале 15 века Епифанием Премудрым, в 1337 году на холм Маковец, который расположен у слияния речки Кончуры с лесным ручьем Вондюгой и окружен глухими лесами, пришли два брата - Стефан и Варфоломей. Родились братья в селе Варницы, что под Ростовом Великим, в боярской семье. Позднее их семья переехала в небольшой городок Радонеж (сейчас это село рядом Сергиевым Посадом).
       На горе братья срубили келию и поставили небольшую церковь Троицы Живоначальной. Через некоторое время Стафан решил уйти в московский Богоявленский монастырь, а 7 (20 по новому стилю) октября 1342 года Варфоломей принял пострижение и имя Сергий. Постепенно к нему начали стекаться люди, которые срубали себе новые кельи. А уже к середине 1340 года был основан монастырь.
       Сергия знали и почитали по всей Руси, и за его благословием и советом приходили простолюдины и князья, поэтому он считался святым ещё при его жизни. Согласно "житие", он являлся духовным отцом Великого князя Московского Димитрия Иоановича (Донского), который перед походом, закончившимся Куликовской битвой, прибыл в Троицкий монастырь со своим войском для благословения. Игумен предсказал князю победу, а после битвы отслужил панихиду по павшим войнам. 25 сентября (8 октября) 1392 года Сергий скончался и был погребён в обители.
       В декабре 1408 года хан Едигей сжёг Троицкий монастырь, который затем был восстановлен. А со времен Великого князя Василия II (1432 год) возникла традиция регулярных царских походов в обитель. Её многократно посещал Иван IV Грозный, Алексей Михайлович, Елизавета Петровна, Екатерина II.
       В 1422 году в монастыре был воздвигнуть первый каменный храм - Троицкий собор, а в ~1550 году в нём поселился прп. Максим Грек - просветитель и переводчик священных книг.
       Тогда же вокруг монастыря, ставшего фактически главной обителью государства, выстраивают крепостную стену с 12 башнями и площадками под пушки. А в 1559-1585 годах воздвигают Успенский собор.
       В период Смуты (1598-1613 года) монастырь отклонил грамоту Лжедмитрия II и на 16 месяцев попадает под осаду польско-литовского войска. Несмотря на постоянные атаки и обстрелы вражеской артиллерии, сильные холода и цингу, монастырь выдержал осаду и 12 (22) января 1610 года она была снята.
       В 1611-12 годах архимандрит Дионисий, вместе с келарем Авраамием Палицыным призывает к освобождению Москвы и начинает сбор средств на ополчение. А 18 (28) августа 1612 году вблизи монастыря на горе Волкуше, он благословляет ополчение К.Минина и Д.М.Пожарского.
       Во время польского вторжения 1616-1618 годов предпринимались очередные попытки штурма обители, а 1 (11) декабря 1618 года вблизи монастыря было заключено Деулинское перемирие. Начиная с 1620 годов монастырь активно восстанавливался и отстраивался, а Соборным уложением 1649 года за ним был закреплен главенствующий статус.
       В 1682 году во время стрелецкого бунта в обители укрылся царский двор - Софья Алексеевна, несовершеннолетний Петр и Иоанн Алексеевичи, Наталья Нарышкина и Марфа Апраксина.
       Позднее уже сам Петр I в ночь на 8 (18) августа 1689 году прибыл в монастырь, и, опасаясь возможного покушения, вызывал войска. Задержав Софью в с.Воздвиженском, он заточил её в Новодевичьем монастыре.
       В 1742 году Елизавета Петровна присвоила монастырю статус Лавры. Тогда же в нём открылась духовная семинария, а в 1741-68 годах была возведена 88-метровая колокольня. В 1812 году, когда Наполеон находился в Москве, его солдаты искали богатую обитель по окрестностям, но так и не смогли её найти.
       В 1814 году в лавре открылась Славяно-греко-латинская академия, перевезенная из Москвы. После революции 1917 года, Лавра была национализирована и преобразована в музей-заповедник, а в 1941 году на её территории разместился военный госпиталь. В 1946 году Лавра была возвращена церкви, а сейчас она имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, богатая история Лавры всегда была неразрывно связана с историей России...


Схема Лавры

                                                                                          * * *


       Припарковавшись на стоянке, я проследовал по Аптекарскому переулку в сторону обители. Первая башня, встретившаяся на пути, угловая восьмигранная. Она носит название Уточья (Житничья).

Уточья башня

       Башня была построена в 17 веке (1650 году) и известна скульптурой утки (копия, оригинал в музеи), венчающей высокий шпиль на граненном барабане. Местная легенда повествует о том, что будто бы Петр I стрелял отсюда уток, прилетавших на расположенный рядом Белый пруд.

Уточья башня

       За своеобразную красоту и яркий цвет Уточья башня долгое время называлась "красной" (красивой), а в описаниях 18 века прямо сказано, что "она особливого примечания достойна" и "между наилучшими строениями обретающимися в России иметь место долженствует".

Уточья башня

       Если пройти далее вдоль крепостной стены, то попадешь на Красногорскую площадь, где все ещё сохранился памятник В.И.Ленину.

Красногорскую площадь

       А неподалеку, рядом с входом в монастырь, в 2000 году была установлена пятиметровая бронзовая скульптура его основателя.

Стены Лавры

       Сегодня Сергий благословляющим перстом встречает у ворот лавры паломников, а левой рукой он держит свиток с заповедями монашеского жития, оставленными им потомкам.

Памятник Сергию

       Главный вход в восточной стене - это Святые ворота (16-19 век), вмонтированные в Красную башню (середина 16 века). Её высота до карниза около 14 метров. Она имеет 4 яруса в которых было проделано 58 бойниц.

Святые ворота

       У этих врат братия встречает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также почетных гостей во время их визитов в обитель.

Святые ворота

       Святые врата внутри украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.

Святые ворота

       Сразу же за входом расположена Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм), которая была возведена в 1692–1699 годах на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д.Строганова

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

       Церковь заслуженно относится к числу лучших построек стиля московского барокко.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

       В настоящее время в храме ежедневно совершается таинство исповеди для паломников и, по особому чину, служба изгнания злых духов.

Кошка

       Согласно летописям, в 1557 году "монастырь раздвигали и кельи разносили..." - проводилась его перепланировка. В то же время по велению Ивана IV Грозного, в честь покорения Казани и Астрахани, на центральной площади был воздвигнут величественный Успенский собор (1559—1585 год).
       По своей архитектуре он похож на свою тезку из Московского Кремля, который считался эталоном, но превосходит его по размерам.

Успенский собор

       Самое интересное то, что и "эталон" в свое время строился по образу и подобию своего "тезки" из Владимира.
       Дело в том, что Аристотелю Фиораванти предписывалось "снимать меру" с Успенского собора во Владимире и строить храм в Кремле на полторы сажени больше в длину, ширину и высоту. В свою очередь и монастырские зодчие также увеличили размеры своего сооружения, но теперь уже супротив московского образца.

Успенский собор

       Облик Успенского собора отличается строгим лаконизмом своих форм, но, в отличие от собора Московского, к его западному фасаду примыкала низкая сводчатая паперть. Она была разобрана в 18 веке.

Успенский собор

       Внутренний интерьер Успенского собора поражает своим простором, светом и торжественностью: шесть массивных опор несут высоко расположенные крестовые своды со световыми барабанами.
       Особую праздничность придает роспись стен, выдержанная в ярких синевато-фиолетовых тонах. Пять горизонтальных поясов фресок посвящены евангельским сюжетам. Нижний пояс расписан традиционными полотенцами, а вся западная стена отведена под композицию "Страшный суд".

Интерьер Успенского собора

       На столбах и оконных откосах размещены изображения святых, мучеников, благоверных князей и преподобных. Собор был расписан только спустя 99 лет после постройки ярославскими и местными живописцами.

Интерьер Успенского собора

       Очень эффектно вписывается в интерьер храма иконостас, состоящий из пяти ярусов. Он включают в себя 76 икон (16-18 века) и увенчан распятием.
       Иконы собора не подвергались расчистке или реставрации, и колорит их живописи пока скрыт под многочисленными слоями обновлений и потемневшей от времени олифы. За иконостасом со стороны алтаря устроена трехъярусная расписная галерея (хоры), где размещаются певчие вовремя особо торжественных праздничных служб.

Интерьер Успенского собора

       Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила (17 век) работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Это вклад царского стольника Янова.

Интерьер Успенского собора

       Внутри собора у западной стены находятся гробницы Марфы Старицкой (племянница Ивана IV Грозного) и её дочери Евдокии.

Интерьер Успенского собора

       А с конца 17 века он также стал усыпальницей и московских митрополитов.

Интерьер Успенского собора

       Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, расположена усыпальница Годуновых, где захоронен царь Борис, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения. Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем царь Борис, и не жаловал ему вкладов больше и богаче, чем он.

Усыпальница Годуновых

       Конец 18 века в лавре был отмечен памятным Обелиском, который удачно расположен в геометрическом центре древней площади монастыря. Он сложен из песчаника и традиционен по форме. Обелиск поставлен в 1792 году "тщением и иждивением" митрополита Платона, который на протяжении 46 лет был архимандритом монастыря.
       На обелиске укреплены солнечные часы и четыре овальные доски с текстами, рассказывающими о событиях, связанных с историей монастыря "в коих сия обитель к сохранению Отечества содействовала и спомоществовала".

Успенский кладезь с часовней, обелиск, духовская церковь

       Расположенный рядом чугунный бассейн-фонтан - Сень над крестом (1872 год) под пестро раскрашенным балдахином, был устроен на средства купца Рюмина. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.

Успенский кладезь с часовней и обелиск 1792 года

       В 1476 году деревянный храм, перемещенный при строительстве Троицкого собора, уступил место каменной церкви Сошествия Святого духа. Для её строительства были приглашены псковские мастера, которые сумели совместить в этом памятнике традиции московского и псковского зодчества. В древности церковь использовалась также как дозорная вышка, откуда велось наблюдение за прилегающими окрестностями.
       В 16 веке к церкви пристроили колокольню, которую впоследствии разобрали. При её реставрации (в 1960 году) было выяснено, что строители-псковичи жестко крепили колокола к свободно лежащей деревянной балке над капителями столбов, и звонить в них можно было непосредственно с земли, раскачивая с помощью веревки не язык, а сам колокол вместе с балкой. Так было принято делать в Пскове.
       В середине 17 века к северной стене церкви был пристроен придел над гробом Максима Грека, а в 18 веке у западной стены появилась паперть. К сожаленью, внутри храма не сохранилось ни древней настенной росписи, ни иконостаса.

Успенский кладезь с часовней, обелиск, духовская церковь

       А рядом с Духовской церковью был построен Успенский кладезь (1644 год), расположенный над источником целебной воды.

Успенский кладезь с часовней

       Но самым значительным сооружением Лавры является Колокольня (1741-1769 годы), история строительства которой заслуживает отдельного повествования. Дело в том, что после сооружения Трапезной и Чертогов монастырские власти стали усиленно хлопотать о необходимости постройки новой, высокой колокольни, способной объединить весь разросшийся ансамбль монастырских зданий.
       Их желание было удовлетворено: из столицы последовало распоряжение о том, что нужно со старой колокольни Духовской церкви "колокола собрать и оную разобрать", а с монастыря снять план и прислать его ко двору, после чего "о строении новой колокольни определение учинится".

Духовская церковь и колокольня

       Два года спустя в обитель был прислан чертеж "каким образом в том монастыре строить колокольню", утвержденный императрицей. Проект колокольни представлял собой довольно обычную для того времени композицию из трех ярусов звона.
       Но московский архитектор И.Ф. Мичурин, которому было поручено строительство колокольни, убедительно доказал, что поставленная на этом месте колокольня не только загромоздила бы всю площадь перед Троицким собором, но и "от того малого расстояния народом видна много быть не могла".
       Предложение было послано в столицу, но на него был получен отрицательный ответ, поскольку местоположение колокольни было "апробовано" (утверждено) Анной Иоанновной.
       Котлован под фундамент начали готовить, но архитектор, убежденный в своей правоте, снова обратился в Петербург, и летом 1741 года, уже после смерти императрицы, было получено разрешение о строительстве колокольни в другом месте.
       Работы по строительству велись неспешно, чтобы колокольня "на фундаменте отстояться могла без повреждения, и для того, дабы и большой колокол перелитием к поставке в ту новую колокольню изготовился". А колокол был задуман грандиозный, самый большой в России по размерам и весу, для которого неподалеку была подготовлена литейная яма.
       Два года заняли подготовительные работы, и в столицу, где проживал настоятель монастыря, был послан запрос на разрешение начинать отливку колокола. Но настоятель на письмо не отвечал, а мастера опасались, что форма может отсыреть. И тогда они начали отливку колокола, не дожидаясь официального разрешения.
       Но произошла катастрофа: под тяжестью огненного металла форма прорвалась и часть меди вылилась в яму. К мастерам приставили караул, а с ответственных монастырских чиновников, допустивших отливку колокола "без резолюции", настоятель распорядился взыскать штраф.
       Мастера не отрицали свою вину и стали исправлять ошибку. Ещё 2 года ушло у них на разбивку литья, изготовление новых форм, и только в 1748 году лаврский царь-колокол был наконец отлит заново. Вес колокола составил 4065 пудов (6,5 т). Колокол был подвешен на мощных дубовых столбах перед колокольней, которая была еще одета лесами и не достроена.
       В 1747 году Мичурин был послан на ответственные работы в Киев, а дальнейшее строительство колокольни продолжил его ученик — Д.В.Ухтомский. Он также весьма критически отнесся к проекту, присланному из Петербурга, поэтому во время посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной в июле 1753 года, представил ей проект увеличения высоты колокольни. Он предложил поставить на нижний двухэтажный ярус колокольни не два, а четыре убывающих вверх яруса звона. Предложение о надстройке колокольни понравилось императрице.
       Работы по отделке и украшению здания растянулись ещё на 15 лет. К тому же возникли серьезные разногласия между Ухтомским и духовенством. В итоге, колокольню надстроили двумя легкими ярусами с завершением в виде золотой чаши, под которой были поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов с вензелями Екатерины II и императорскими коронами.
       А над третьим ярусом поместили большие часы с курантами, сделанные тульским оружейным мастером Иваном Кобылиным в 1784 году. Они в 1905 году они были заменены из-за желания властей лавры иметь новые.

Успенский собор и колокольня

       В 1763 году, как и десятью годами ранее, при посещении монастыря Екатериной II архитектор представил ей новый проект украшения фасадов колокольни. Он предложил установить во фронтонах первого яруса кованные из золоченой меди портреты царей, в царствование которых велось сооружение звонницы, а по парапету гульбища над каждой из пилястр поставить 32 статуи.
       Но осуществить свой замысел, несмотря на "высочайшее утверждение", Ухтомский так и не смог из-за разногласий с духовенством, которое соглашалось лишь на установку скульптур, изображающих "от священного писания лиц". Два года спустя, незадолго до окончания строительства колокольни, архитектор подал в отставку, а оставшиеся отделочные работы заканчивали его помощники.
       Тридцатилетние работы по сооружению колокольни завершились в 1770 году. Точный промер ее высоты, сделанный по специальному запросу митрополита, удовлетворил самые честолюбивые желания лавры: вместе с куполом и крестом высота колокольни составила 88,04 метров, что на 6 метров превышало столп Ивана Великого в Московском Кремле.
       На ярусах колокольни были повешены 42 колокола, в том числе и самый большой, четырехпудовый, который, увы, до наших дней не сохранился:(

Колокольня

       Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений. В 1408 году деревянный монастырь был сожжен ханом Едигеем, предпринявшим поход на Москву и её окрестности. Восстановленный после пожара монастырь сохранил прежнюю планировку. Вокруг новой церкви и трапезной располагались кельи окруженные оградой с башнями, над главным входом возвышалась церковь.
       Спустя десять лет деревянная Троицкая церковь была перенесена несколько восточнее, а на её месте был воздвигнут белокаменный Троицкий собор (1422—1423 годы), который сохранился до настоящих дней. Для постройки собора были приглашены "отовсюду зодчие и каменосечцы мудры", которые "церковь прекрасну воздвиже".
       Троицкий собор, как главная святыня монастыря, многократно подвергалась различным дополнениям и переделкам. Летописи отмечают, что царь Василий III, возвращаясь после удачного похода на Псков, поставил "свещу негасимую" у гроба Сергия. Иван IV Грозный отметил здесь торжественным молебном взятие Казани, а затем прислал своего мастера позолотить купол собора, сделанный его отцом: "А у дела был царя и великого князя дьяк Федор Селинов с товарищи".

Троитский собор

       Фрески Троицкого собора и иконостас представляют особый интерес, поскольку летописи отмечают, что игумен Никон "умолил" взять на себя этот труд лучших иконописцев того времени — Андрея Рублева и Даниила Черного. Руководство, а также непосредственное участие в исполнении росписей и икон для иконостаса храма стало их последней крупной работой.
       Но печаль в том, что стены собора утратили живопись рублевского времени, поскольку она была сбита из ветхости вместе со штукатуркой и в 1635 году заменена новой, неоднократно переписывавшейся на протяжении следующих столетий.
       А вот иконостас Троицкого собора, сохранившийся до наших дней, считается одним из лучших собраний древнерусской живописи, созданной Андреем Рублевым и мастерами его круга. Для иконостаса была написана прославленная "Троица" — икона, хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее (в соборе - копия). В нижнем (местном) ряду иконостаса — иконы 15-17 веков созданные художниками московской школы. Примечательны также царские врата, обложенные чеканными полосами серебра. Это вклад царя Михаила Федоровича (1643 год).

Троитский собор

       С момента своей постройки Троицкий собор стал композиционным центром вокруг которого происходило последующее развитие монастырского ансамбля. Даже после сооружения огромного Успенского собора и колокольни он не потерял значения главного памятника. Достаточно отметить, что в Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
       Непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноапсидный храм — Никоновский придел (1548 год), а по другую сторону площади стоит трехэтажное здание Казначейского корпуса (1743–1745 годы), где расположена музейная экспозиция. Казначейский корпус возник на месте западной линии келий. Несколько вдаваясь в сторону крепостной стены, находится Крепостная палата, представляющая собой четырехъярусную прямоугольную башню.

Казначейский корпус келий

       В первой половине 17 века на территории монастыря вдоль крепостных стен развернулось строительство новых каменных зданий. В частности, были поставлены новые Больничные палаты (1635–1637 годы), включившие в себя ряд древних построек.
       А между двумя палатами возвышается церковь Зосимы и Савватия Соловецких с высоким шатром. Восьмерик церкви и шатер украшены зелеными поливными изразцами с изображением орлов, воинов с пушками.
       В середине 18 века западную линию келий и Больничные палаты перестроили "по ранжиру" (в прямую линию) с одинаковым ритмом окон, а в 19 веке над двухэтажными кельями был надстроен третий этаж. В итоге церковь Зосимы и Савватия оказалась со всех сторон застроенной кельями. К сожалению, иконостас её не сохранился.

Больничные палаты с храмом преп. Зосимы и Савватия Соловецких

       Напротив церкви пр.Зосимы и Савватия Соловецких, за колокольней расположена церковь-ротонда Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) (1746–1753 годы). Она замыкает собой северо-западный угол соборной площади. В угоду новым барочным вкусам эпохи в 18 веке, с одобрения императрицы Елизаветы, начались перестройки "для лучшего в монастыре пришпекта и пространства".
       В 1735 году скульптурная икона "Смоленская Божья матерь", резанная Ермолиным и украшавшая фасад поварни, была объявлена "чудотворной", а здание было превращено в церковь на средства монастыря и графа А.Г.Разумовского. Медная кровля яйцевидной формы с ребрами и круглыми люкарнами, увенчанная изящным восьмигранным барабаном с пинаклями и грушевидной главой, завершает бирюзовый храм.
       Оригинальный иконостас Смоленской церкви не сохранился. Сейчас установлен резной, из бывшей московской церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, но он достаточно удачно вписался в интерьер храма.

Больничные палаты с храмом преп. Зосимы и Савватия Соловецких, церковь Смоленской иконы Божией Матери, Каличья башня

       За Троицким собором, рядом с Трапезной, находятся Митрополичьи покои (ныне – Патриаршие) (1778 год). Еще в документах 16 века упоминаются каменные кельи архимандрита в юго-восточном углу монастыря. Известно, что они неоднократно перестраивались, а в 18 веке были приспособлены для пребывания иерархов церкви во время их частых приездов в лавру и стали называться Митрополичьими покоями.
       В 18 веке стены были окрашены в ярко-брусничный цвет, на фоне которого белые детали декора приобрели особую эффектность и выразительность. Монограммы из двух переплетающихся букв «ПЛ» в картуше фронтона и в клеймах решетки балкона напоминают о митрополите Платоне Левшине (1737— 1812), при котором производились основные перестройки этого и многих других зданий монастыря.

Митрополичьи покои

       Непосредственно из палат 2 этажа можно было выйти на гульбище Трапезной, а также на южную крепостную стену, верх которой на уровне зубцов был превращен в прогулочную галерею. Покои эти и сейчас служат резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители.

Митрополичьи покои

       Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах на месте бывших Царицыных хором. Трапезная палата предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез.
       С востока к ним примыкает двухэтажная Сергиевская церковь. В ней установлен искусно сделанный в стиле барокко резной золоченый иконостас конца 17 века. Первоначально он находился в церкви Николы Большой крест в Москве. Второй этаж церкви использовался для хранения древних монастырских рукописей.

Трапезная церковь

       А у северо-западного угла Трапезной в 1734 году была построена маленькая Михеевская церковь, а в 1789 году Учрежденный собор монастыря доложил наместнику, что "от состоящего с северной стороны в трапезу каменного крыльца в Михеевской церкви всегда бывает сырость и стена опревает". Крыльцо решено было разобрать и сделать "вместо оного с западной стороны". Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной.
       Наружный вид Трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. Яркая раскраска "в шахмат" синими, красными и зелеными цветами покрывает фасады Трапезной сплошным узорчатым ковром. Искусные мастера-декораторы не оставили ни одной детали или свободной плоскости, не покрытой каким-либо замысловатым узором, затейливым картушем или филенкой.

Трапезная с церковью Сергия

       Главный вход в Трапезную, против Духовской церкви, отмечен высокой сенью открытого "фонарного" крыльца. По обе стороны от входа в пышных обрамлениях размещены искусно вырезанные тексты, рассказывающие об истории сооружения этой постройки.

Трапезная

       Огромный светлый зал Трапезной, украшенный лепниной и расписанный в 18 веке, предназначался для торжественных приемов. Монашеская братия обедала в Малой трапезной, примыкавшей к основному зданию с юга. В подклете располагались кухня, хлебня и кладовые для съестных припасов.
       Притвор, или сени, ведут в просторную, залитую светом трапезную палату - в те годы это было самое большое помещение на Руси, перекрытое сводом без промежуточных опор.

Интерьер трапезной

       Описи 1-й половины 18 века отмечали, что в Трапезной палате "стены и своды убраны штукатурною работою и лишь местами расписаны разными красками". Поэтому в одно из посещений монастыря Екатерина II распорядилась расписать палату "живописным художеством".
       Для этой работы был подряжен А.Н. Янковский с группой коллег. Они взялись расписать клейма стен и сводов ветхозаветными и аллегорическими сюжетами, а обрамлявшие их скульптурные картуши "сколько пристойность дозволит, позолотить или коли будет хорошо где, высеребрить... или каким другим пристойным образом красками ожизить". После этого стенопись Трапезной обновлялась и изменялась много раз.

Интерьер трапезной

       Почти одновременно со зданием Трапезной вдоль северной стены монастыря, на месте деревянного царского дворца Ивана IV Грозного, были построены здания Царских Чертогов с церковью Покрова Божией Матери (1686–1692, 1870 годы). Это здание одно из лучших дворцовых сооружений московского барокко, но к сожалению, оно дошло до нас со значительными утратами и искажениями.

Царский чертоги

       Богатая внутренняя отделка Чертогов относится к середине 18 века. На потолке одной из комнат (царского кабинета или столовой) помещено 32 алебастровых клейма овальной формы с искусно вырезанными "баталиями" Петра Великого.

Царский чертоги

       Двухэтажное здание Предтеченского корпуса братских келий (~1640 год) расположено вдоль восточной монастырской стены, к югу от надвратной церкви Рождества святого Иоанна Предтечи. На обоих этажах Предтеченского корпуса в настоящее время располагаются братские келии.
       А Экономским корпусом (17-19 века) называется небольшое двухэтажное здание, расположенное между Святыми и Успенскими воротами. Сейчас оно используется как административное.
       К северу от Успенских ворот находится также двухэтажное здание Успенского корпуса келий (1816 год), где сейчас размещается монастырская гостиница и административные помещения. А рядом к ним примыкает Инспекторский корпус (1816 год) - двухэтажное кирпичное здание, служащее сейчас монастырской гостиницей.

Келии

       Успенские ворота, имевшие хозяйственное назначение, были устроены в восточной монастырской стене в 1655 году. Они находятся несколько севернее главных, Святых ворот.

Успенские ворота

       Свое название они получили от Успенского собора стоящего напротив.

Успенские ворота

       Осмотрев территорию, я покинул обитель через эти ворота. На улице наткнулся на целую стаю голубей, прогуливающихся перед табличкой с просьбой их не кормить.

Успенские ворота

       Снаружи монастырь представляет собой мощную крепость, которая выдержала в начале 17 века 16-ти месячную осаду польско-литовских интервентов. Стены прорезали ряды бойниц и машикулей, через которые можно было не только стрелять, но и лить смолу, кипяток, воду с известью.
       Вдоль крепостных стен было возведено 12 боевых башен, как правило, с тремя боевыми ярусами. Они сильно выступали вперед за линию стен, что обеспечивало ведение перекрестного и флангового огня. Для укрепления обороноспособности монастыря в оврагах, окружавших его с трех сторон, были устроены запруды, а с южной стороны вырыт большой пруд.
       Одна из самых мощных башен, стоящая на юго-восточном углу крепостной стены, носит название Пятницкой по находящемуся рядом бывшему Пятницкому монастырю. Первоначально Пятницкая башня завершалась высоким шатром с дозорной вышкой — смотрильней. В 19 веке шатер сменили на сферическую кровлю, которая сгорела в 1920 году.

Пятницкая башня, вид на город

       Осмотрев основные достопримечательности святыни и попрощавшись с ней, отправляюсь ко второй цели путешествия.



   Александровская слобода в городе Александров



       В 111 км к северо-востоку от Москвы, во Владимирской области находится ещё один небольшой город - Александров (~ 60 тыс. жителей). Он входит в состав Золотого кольца и имеет очень интересную историю, связанную, в первую очередь, с именем Ивана IV Грозного. Можно сказать, что на протяжении 17 лет Александров, а точнее - Александровская слобода была фактической столицей государства. Через город протекает река Серая, которая впадает в Шерну, а она, в свою очередь, в Клязьму, та – в Оку, а Ока – в Волгу.
       Откуда пошло название города Александров до сих пор до конца не известно. На этот счёт существует три версии. Согласно одной из них, поселение носило название "Новая слобода" и было переименовано в 15 веке, чтобы отличаться от другой слободы, расположенной в 5 верстах от нее. По другой версии, здесь мог стоять станом князь Александр Невский, когда навещал своего отца в Переславле. Еще одна версия связывает название слободы с именем её владельца - Александра Старкова, который в 1506-1510 годах переименовал её в Александровскую.
       Археологи считают, что первые поселения в этом районе появились в мезолите. Около 3-1,5 тысяч лет назад здесь существовали городища Рупусово (близ деревни Рупусово) и Золотая Чаша (около Антонки), поселения дьяковской культуры.
       Дьяковцев сменили финно-угорские племена мурома и меря, которые впоследствии смешались с пришедшими сюда в конце 1 тыс. н.э. славянскими племенами ильменских славян, кривичей и вятичей.
       В начале 2 тыс. н.э. эта территория вошла в состав Ростово-Суздальского, затем Переславль-Залесского, а позднее Московского княжества.
       При Иване Калите (ок.1283—1341 года) разорённые татарами земли заселялись пришлыми людьми (слободчиками). Одним из них был боярин Андрей Кобыла, первый достоверно известный предок дома Романовых. После 1340 года часть земель перешло во владение митрополитов Московских. В это время на дороге, ведущей от Троицкого монастыря к Переславлю-Залесскому, появилась Великая слобода.
       В 1510-е годы Василий III (1479-1533 годы), неоднократно ездивший на богомолье в Переславль-Залесский, основал здесь Новое село Александровское. По его приказу русские и итальянские мастера начали возводить великокняжеский двор. А в 1513 году было завершено строительство церкви Покрова (ныне Троицкий собор) и великокняжеского дворца (не сохранился).

Александровская слобода

       Василий III неоднократно приезжал сюда со своей женой Еленой Глинской, которая получила это село после его смерти. А в 1534 году в Новом селе Александровском начинают возводить укрепления.

Укрепления

       Но самым известным владельцем стал Иван IV Грозный. Именно он превратил Александровскую слободу в фактическую столицу, переехав в неё в декабре 1564 года из Москвы, чтобы "его, государя, Бог наставил". Хорошо укрепленная резиденция стала центром опричнины, отсюда осуществлялись военные походы и здесь принимались посольства иностранных государств.
       Царь приглашал в слободу лучших зодчих и иконописцев, поэтому Александровский кремль по своей красоте и величию, в то время, уступал лишь Московскому.
       Здесь же была открыта первая в стране провинциальная печатня и, по одной из версий, может быть спрятана знаменитая царская библиотека, основу которой составляли книги из собрания бабки царя Софьи Палеолог.
       В Александровской слободе русский царь дважды венчался: в 1571 году на Марфе Собакиной, которая умерла менее чем через две недели при странных обстоятельствах и в 1575 году. В реке Серой в 1573 году была утоплена и пятая жена царя – Мария Долгорукая, которую Иван Грозный заподозрил в неверности. Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу после смерти своего сына, сопровождая траурную процессию.
       Герои известного фильма "Иван Васильевич меняет профессию" попали именно в Александровскую слободу. Можно даже более-менее точно установить датировку - это случилось в начале ноября 1571 года.
       В 1609 и 1611 годах Александровская слобода была дважды захвачена и разорена поляками. Её освободили ополченцы Минина и Пожарского, и отсюда двинулись в Москву. После прихода к власти династии Романовых Александровская слобода стала дворцовым селом и называлась "Слободским станом". В 1630 году был выстроен новый деревянный дворец, на месте разрушенного старого, который сгорел в 1730 году и впоследствии не восстанавливался.

План Слободы

       В середине 17 века по просьбе местных купцов на месте царской резиденции был основан Успенский женский монастырь. А в сентябре 1689 года в Александровскую слободу прибыл 17-летний Петр I в сопровождении своей матери и супруги, бежавший от своей сестры, царевны Софьи. Вслед за ними сюда перебрался патриарх Иоаким и "потешные войска" юного царя. Неподалеку, на Немецкий горках стали проводить учения.
       В 1698 году в Успенском женском монастыре была насильно пострижена сводная сестра Петра Марфа, которую царь подозревал в поддержке стрелецкого мятежа 1689 года. Специально для нее к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, в которых сохранились ее личные вещи. В 1718 году в Успенский монастырь была заточена первая жена Петра, Евдокия Лопухина.
       В 1709 году слобода стала центром Александровского уезда Владимиро-Костромского наместничества и отошла Екатерине I, а затем цесаревне Елизавете Петровне.
       Елизавета была сюда сослана императрицей Анной Иоанновной. Она жила в старом дворце, а затем на "царевой горе" специально для неё был выстроен просторный деревянный дворец на каменном основании. В 1740 году дочь Петра покинула Александровскую слободу и вскоре была возведена на императорский престол. По указу императрицы Екатерины Великой, 1 сентября 1778 года Александровская слобода получила статус уездного города Александров с населением 1859 человек.
       Пожар, случившийся в 1818 году, уничтожил все деревянные строения, а в 1870 году была открыта железная дорога из Сергиева Посада через Александров до Ростова. Она дала мощный толчок для развития промышленности, появились новые кожевенные, красильные, бумаготкацкие фабрики. Александров также находился в центре событий первой русской революции 1905-1907 годов и даже на целых 5 дней была провозглашена "Александровская республика". В 20 веке в городе была построена электростанция, затем он стал одним из ведущих центров радиотехнической промышленности и "столицей 101-го километра", где жили многие общественные деятели...

Александровская слобода

       В слободу или Свято-успенский епархиальный женский монастырь, как она теперь называется, я попал через Южные ворота, но есть и другие.

Южные ворота

       Чтобы не заблудиться, у входа повесили план слободы. Но сделать это довольно сложно, поскольку территория небольшая.

Территория слободы

       Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1571 - конец 17 века), расположенная у южной стены слободы, имеет несколько этапов строительства. Первоначально - это была одноглавая белокаменная церковь, используемая, как домовый храм.
       Затем в 1660-х годах церковь подверглась значительным перестройкам в связи с нуждами Успенского монастыря: полностью изменилось завершение здания (стало пятиглавым), были заложены арки галереи и пристроена просторная трапезная с мощными столбами, поддерживающими свод.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

       С 1675 года к храму добавилась шатровая колокольня с часами, а в конце 17 века с севера к трапезной был пристроен двухэтажный келейный корпус.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

       Во времена Ивана IV Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами, остатки которого сохранились в северном подклете храма.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

       В центре слободы возвышается дворцовый храм резиденции - Троицкий собор (1513 год). Дата его строительства является предметом спора. По одной из версий, он был построен в 1513 году, когда великий московский князь Василий III начал возведение роскошной укрепленной загородной резиденции.
       Выстроен собор из белого камня и большемерного кирпича и имеет очень красивый резной западный портал.

Троицкий собор

       В 1570 году Иван IV Грозный приказал снять дубовые расписные двери с Софийского собора в разграбленном Новгороде и установить их в соборе. Западные двери также были заимствованы с другого храма, но уже из Твери.
       Собор до реконструкции 1660-х годов носил название Покровский, а позднее поменял название на Троицкий, в то время, как соседняя церковь из Троицкой, стала Покровской. В 1681 году собор был передан Успенскому монастырю и тогда же были проведены большие расписные работы.

Троицкий собор

       От Троицкого собора поворачиваю в сторону той самой переименованной Покровской церкви, которая cейчас превращена в великолепный музей "Государев двор в Александровской слободе". В музее повествуется о превращения дворцового села в столицу опричнины и государства Российского во времена Ивана IV Грозного.

Территория слободы

       Согласно последним археологическим исследованиям Покровская церковь была возведена в 1510-х годах, что немного ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529—1532 гг.), которая считается первым каменным шатровым древнерусским храмом. Ранее же предполагалось, что Покровская церковь была построена в 1570-х годах.
       Церковь служила дворцовым храмом великого князя Василия III и была построена из белого камня и большемерного кирпича.

Покровская церковь

       Древнее ядро Троицкой церкви состоит из: собственно, церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких подвала.

Интерьер Покровской церкви

       При общей растянутости здания в восточном направлении, все его помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания — южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (возможно, к тронному залу).
       Внутри помещения сохранился оригинальный резной портал 16 века. Его украшение в виде дубовых листов было найдено совсем недавно, в конце 20 века.

Интерьер Покровской церкви

       Жизнь в Государевом Дворе протекала по строго установленному чину, осуществлявшемуся с помощью часов. В древности в Александровской слободе на Распятской церкви находились башенные часы, а 17 веке они были перенесены на колокольню Покровской церкви.
       Часы имели старорусский (Византийский) счёт времени, когда сутки делились на дневные и ночные часы, причем продолжительность дня и ночи в течение года менялась. Например, в июне было 17 дневных и 7 ночных часов, в декабре наоборот. Стрелка, выполненная в виде луча солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной. Вращался сам циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.
       Можно сказать, что не много встретишь столько хорошо сохранившихся построек 16 века и, произошло это во многом благодаря людям, которые тут работают и, буквально, вкладывают душу в свою работу.

Интерьер Покровской церкви

       В палатах есть даже копия (оригинал в Оружейной палате Кремля) трона Ивана IV Грозного изготовленного из слоновой кости. Он считается древнейшим среди всех тронных мест российских самодержцев.

Трон Ивана Грозного

       Экспозиция этого небольшого музея очень интересная - она погружает во времена конца 16 века. На стендах можно увидеть грамоты царя Ивана IV Грозного, фрагменты его эпической переписки (политического спора) с князем А.Курбским, синодик Соловецкого монастыря, образец монашеской одежды (власяницы), а также копии гравюр и миниатюр из различных источников, относящихся к эпохе.

Стенд в Покровской церкви

       Здесь, например, есть миниатюры, показывающие награждение воевод за успешные действия, венчание на царство, осаду Казани. Есть также царская печать, бюст-реконструкция Ивана IV (1964 год), стоглавый собор 1551 года, вооружение и доспехи русских служивых 16 века.

Стенд в Покровской церкви

       Можно увидеть, как выглядел Судебник 1550 года, состоящий из 99 статей, где первые в истории были введены наказания за взяточничество.

Судебник

       А рядом небольшая коллекция монет русского государства 16 века.

Коллекция монет

       Отдельный стенд посвящён событиям начала 17 века (времена Смуты), где представлены документы той эпохи, портрет М.В.Скопина-Шуйского - государственного деятеля, возглавившего борьбу с интервентами. Присутствуют также образцы вооружения того времени (рогатина, алебарда, кираса, бердыш, копье, шпага, ружье) и дарственная грамота царя Федора Алексеевича Лукиановой пустыни.

Стенд в Покровской церкви

       Пройдя через портал, попадаешь непосредственно в домовую церковь с алтарем. Роспись стен, увы, почти не сохранилась.

Алтарь

       Фрески в интерьере домового храма изображали русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство, что воплощало идею богоизбранности московского царя и России.

Алтарь

       Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра 16 века.

Шатер

       Через открытую дверь, по каменным ступенькам можно спуститься в подвалы, где ощущается дух эпохи 16 века.
       Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана IV Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог. Она содержала множество уникальных греческих книг, привезенных ею с родины. Царские книги до сих пор не найдены, и существует несколько версий о том, где могла бы быть спрятана библиотека - Александровская слобода одно из них мест.

Спуск в подвал

       В подвале размещена экспозиция "Средневековые подвалы", которые представляют собой мрачный застенок, где проходили казни и пытки. Поскольку в подвалах круглый год сохраняется постоянная температура, то их использовали также для хранения продовольствия. Здесь стояли бочонки с квасом, соленьями и медами.

Средневековые подвалы

       Для передачи атмосферы и мироощущения средневековья, в подвале можно встретить восковые фигуры палача (Малюты Скуратова), его жертвы и орудия пыток.

Средневековые подвалы

       Перейдя в общий коридор, можно перейти в следующую, не менее интересную экспозицию - "Сенник постельный".

Общий коридор

       Из истории известно, что в Александровской слободе в 16 веке проходили венчания Ивана IV Грозного и его сына. Как это было принято в то время, придворные свадебные церемонии обязательно предусматривали обустройство специального помещения - "сенника", которое предназначалось для проведения первой брачной ночи обвенчавшихся высочайших особ.

Средневековые подвалы

       Интерьер такого помещения был воссоздан согласно сохранившимся описаниям царского свадебного ритуала. В них упоминается специальный подклет (нижний этаж дворцовых палат), где устраивалась комната новобрачных. Историки считают, что речь идет именно об этом помещении. Поэтому здесь, руководствуясь сохранившимися историческими описаниями, восстановили интерьер этой комнаты.
       Сенник постельный, обычно холодный, устраивался на одну ночь. Изнутри, сенник оббивался тканью, по полу устилался коврами, по углам втыкалось по стреле, на которой вешали по соболю и по калачу. Над дверями и над окнами как изнутри, так и снаружи висели кресты, на стенах - иконы. Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Постель изготовлялась на 27 ржаных снопах "по обычаю" - как символ плодородия. На снопы стелили ковер, а на ковер перины, застилавшиеся атласной простыней.
       В головах лежали изголовье и 2 подушки в шелковых "червчатых" (красных) наволочках. В ногах лежало теплое меховое одеяло и ковер. Около постели ставили кадь с пшеном, что символизировало изобилие, которого желали жениху с невестой. В кадь ставили две огромные свечи с обручами (вес свечи колебался от 1 до 3 пудов). Они должны были гореть всю ночь и оберегать молодых от порчи. Затем свечи соединяли и ставили в церковь. Из мебели в сеннике присутствовали стулья для царя и царицы, лавки по стенам, стол, за которым ели молодые. На блюде на столе лежала "кика" - головной убор замужней женщины. Наутро новобрачные по традиции шли в баню, а вернувшись, ели кашу из горшочков, которые подавали дружка и сваха.

Сенник постельный

       А рядом находится отдельная Столовая палата, предназначенная для "малых приемов" иностранных послов, бояр, думных людей, и, возможно, опричной братии. Описание внутреннего "хоромного наряда" столовой палаты не сохранилось, но известные изображения столовых палат в письменных источниках позволили частично воссоздать интерьер 16-17 веков.

Столовая палата

       В экспозиции представлены образцы столовой праздничной посуды той эпохи, как русского, так и иностранного производства. Золотая и серебряная посуда: чарки, кубки, блюда, кружка, стакан - не только имели утилитарное значение, но зачастую составляли едва ли не первую статью комнатного убранства.
       Странички из книги "Домострой", рукописного списка 17 века, с приложением "Книги как во весь год ествы подавать" называют примерный перечень блюд и напитков, употреблявшихся богатыми людьми в 16-17 веках.

Столовая палата

       К 16 веку уже сложилась традиция, когда на приемах гости пили из золотых сосудов и ели из золотых и серебряных блюд. Слуги во время обеда не менее трех раз переменяли свое платье. Обыкновенный обед мог продолжаться до ночи, а то и до рассвета.
       Отдельных тарелок для каждого гостя на столах обычно не было. Принц Бухау, обедавший у Ивана IV Грозного, вспоминал, что он не имел ни собственной тарелки, ни ножа, ни ложки и пользовался ими наряду с сидящим рядом боярином, поскольку сии приборы были подобраны "на пару". Суп, к примеру, часто подавался в одной глубокой миске на двоих и гости, обернувшись лицом к лицу, хлебали из одной посуды. Это позволяло соседям легче знакомиться и активнее общаться, соблюдая при этом известное расположение друг к другу.
       Однако такой обычай вызывал активную неприязнь у иностранцев. Порой они просто отказывались продолжать застолье. Поэтому позже наличие заморских гостей учитывалось заранее, им подавались отдельные блюда и тарелки менялись после каждой перемены блюд.

Столовая палата

       Еще одна интересная выставка - "Сокровища земли Александровской" была создана на основе фондовых коллекций музея, комплектовавшихся на протяжении восьми десятилетий. Среди них лучшие образцы русской иконописи 16-18 веков, возвращенные к жизни реставраторами ("Отечество", "Иоанн Предтеча", "Николай Можайский", "Страстной ряд").

Сокровища земли Александровской

       Особенный интерес вызывают представленные на выставке книги. Самые ранние из них датируются началом 16 века ("Апостол", "Апракос полный").

Сокровища земли Александровской

       Есть также внушительных размеров "Евангелие" 1689 года и книги, изготовленные в типографии петровских времен с выделением глав киноварью.


Сокровища земли Александровской

       Замечательны образцы шитья предметов религиозного культа, создававшиеся русскими вышивальщицами. Представленные покровцы, воздухи изысканны и поражают обилием драгоценных материалов, использовавшихся при их создании.

Сокровища земли Александровской

       Присутствуют также великолепные предметы декоративно-прикладного искусства 17 века (потиры, оклады к иконам, миниатюрные образки, кресты, лампады, кадила), которые демонстрируют профессионализм и представление о красоте мастеров средневековья и нового времени.

Сокровища земли Александровской

       Глядя на все это, можно почувствовать, в буквальном смысле, себя Царем Всея Руси.

Царь Всея Руси

       Отдельная экспозиция рассказывает о произведениях живописи, посвященных Ивану IV Грозному. Считается, что она разместилась в помещении, служившим когда-то "казнохранилищем" Государева двора. Выставка отражает взгляды художников разных времен (от 17 столетия до наших дней) на личность одного из самых известных русских самодержцев.

Выставка

       Разумеется, экспозиция не могла обойтись без копии картины И.Репина "Иван Грозный и сын его Иван" (оригинал в Государственной Третьяковской галерея, Москва). Описываемые на картине события произошли 16 ноября 1581 году в Александровской слободе. В этот день погиб царевич Иван (1554-1581 годы): "так как некоторые говорят, что жизнь его угасла от удара руки отца за то, что он хотел удержать отца от некоторого неблаговидного поступка". Сразу после смерти сына Иван IV Грозный, сопровождая траурную процессию, навсегда покинул Александровскую слободу и больше в неё не вернулся.
       О том, было ли это убийство посохом, до сих пор точно не известно, поскольку источники сведений вызывают сомнения. В 1963 году были вскрыты гробницы Ивана IV и его сыновей для проведения исследований. Механических повреждений на сохранившихся костях не было обнаружено, однако, часть костей черепа сохранились достаточно плохо, поэтому категорически этого исключать нельзя. Зато была обнаружена высокая концентрация ртути в костях, как у самого царя, так и царевича, так что, возможно, их вполне могли целенаправленно или непреднамеренно (лекарственными препаратами) травить.

Выставка

       Еще одна интересная картина повествует о событиях, произошедших в Александровой слободе. Летописи рассказывают, что в 16 веке "смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп", якобы смастерил себе из дерева и кожи крылья, взобрался на самый верх колокольни, оттолкнулся и ... успешно полетел. Если верить летописям, отечественный Икар преодолел высокую слободскую стену, пролетел еще не один десяток метров и, чудом оставшись в живых, приземлившись на берегу реки Серой.
       Однако, грозный царь, несмотря на вполне успешный эксперимент, приказал казнить дерзкого холопа:

Человек - не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело же окаянного, пса смердящего бросить свиньям на съедение, а выдумку, после священные литургии огнем сжечь.

Отечественный Икар

       Нагулявшись по мрачным и серым подвалам, всегда приятно выйти на свежий декабрьский воздух.

Территория слободы

       У восточной стены монастыря, в царствование Федора Алексеевича был построен одноэтажный Больничный корпус, к которому примыкает Сретенская больничная церковь (1680 год) с одной главкой и однопролетной звонницей над западным входом.
       Рядом с церковью располагалось кладбище, где была похоронена сводная сестра Петра I, Марфа Алексеевна, которая отбывала заточение в Распятской церкви и её младшая сестра Феодосия.

Сретенская больничная церковь

       Как в любом монастыре, на его есть колодец, названный Водоналивной башней (18 век).

Водоналивной башней

       Из памятников позднего периода, связанного с историей уже женского монастыря, можно отметить Келейный (жилой) корпус, украшенный белокаменными резными замковыми розетками и орнаментами. Он протянулся вдоль всей монастырской стены. Весь нижний этаж корпуса относится к 17 веку, а верхний был надстроен в 19 веке.

Келейный корпус

       К монастырским постройкам можно отнести и Надвратную церковь Федора Стратилата (1682 год), возвышающуюся над западными воротами монастыря. Строилась церковь при царе Федоре Алексеевиче, который был частым гостем монастыря, что и определило её название.

Надвратная церковь Федора Стратилата

       Несмотря на то, что все памятники Александровской слободы относятся к различным периодам её истории, они выглядят как единый ансамбль сооружений, прекрасно дополняющих друг друга.

Территория слободы

       Украшением всего ансамбля можно считать стройную Распятскую церковь-колокольню (1508-1570 годы), построенную рядом с Троицким собором, как бы в противовес его приземистому, широкому силуэту. Но особенность колокольни в том, что внутри неё, под мощными пилонами и тремя восходящими друг над другом галереями, скрыто еще более древнее строение – церковь Алексея Митрополита (1510-е годы). Первоначальная трёхъярусная восьмигранная церковь "под колокола" была обстроена галереей и надстроена ярусом звона под шатром в 1570-х годах. Высота всей конструкции 56 метров.
       С юга к колокольне примыкает маленькая пристройка - Марфины палаты (конец 17 века), состоящие из четырех комнат, которые занимала царевна Марфа.

Распятская церковь-колокольня

       Внутри церкви-колокольни находятся экспозиции относящиеся к 17-18 векам и связанные с дворцовой вотчиной. О быте монастыря дают представление вещи, необходимые как для богослужения, так и для повседневной жизни: колокола лучших заводов России и замечательные иконы 18 века.

Экспозиция в колокольне

       Часть стендов повествует о легендах и былях обитателей монастыря, а также о начале правления династии Романовых, представители которой неоднократно посещали эти места.

Экспозиция в колокольне

       Их щедрые пожертвования и оказанное внимание стали одной из причин быстрого развития обители.

Экспозиция в колокольне


       Вериги и одежда схимницы - это тоже важная часть монастырской жизни. В ней было место и различного рода рукоделиям, а представленные в экспозиции документы отражают важные события в истории обители.


Экспозиция в колокольне

       В середине 18 века в монастыре существовало производство изразцов, а также в городе находился конный завод, который во времена Алексея Михайловича был одним из лучших в России. Но самыми известными из всех изделий ремесленников были те, которые прославили мастерство местных кузнецов.

Экспозиция в колокольне

       В 1778 году указом императрицы Екатерины II Александровская слобода была преобразована в город Александров, и на его гербе появились две наковальни и тиски в знак того, что кузнечное ремесло считалось в нем главным.

Экспозиция в колокольне

       Переломный момент в истории России, связанный с реформами Петра I, ознаменовался для Александровской слободы его приездом в сентябре 1689 года.
       В течение недели в окрестностях слободы проходили учения "потешных" войск. Во время учений использовалось оружие нового образца, пушки. Из "потешных" войск впоследствии родились два первых российских гвардейских полка - Преображенский и Семеновский, составившие основу русской регулярной армии.

Экспозиция в колокольне

       С 1698 по 1707 год в Успенском девичьем монастыре пребывала сводная сестра Петра Первого - царевна Марфа Алексеевна, обвинённая в соучастии в организации стрелецкого бунта и постриженная за это в монахини. Она проживала под именем Маргариты в специальной пристройке к Распятской церкви-колокольне.

Марфины палаты

       Об обстоятельствах, которые привели к заточению Марфы Алексеевны и о пребывании царевны-инокини в монастыре можно ознакомится из представленных на стенде документов (протоколе допроса Марфы Алексеевны, памяти казначея о сборе денег на содержание инокини Маргариты и письмах царевны к своей сестре). Сохранились некоторые из её личных вещей.

Экспозиция в колокольне

       Есть также записка, написанная Петром I карандашом.

Экспозиция в колокольне

       Подводя итог поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Александровскую Слободу, я в который раз я убедился, что посещение исторических мест позволяет прочувствовать дух событий, о которых когда-то читал в книгах. Если у вас будет такая возможность, то обязательно побывайте в этих местах. Совершенно точно не пожалеете!



2010 г.   


                                                                                                                                                                                     Вернуться


Поделиться ссылкой на страницу:



Комментарии для сайта Cackle


  <<<   В начало     |    <<   События     |     Сергиев Посад и Александров