<<<   В начало     |    <<   События     |     Ростов Великий                                                                                                                                                                                                                                           

    Преданья старины глубокой - Ростов Великий и озеро Неро


 

Ростов Великий



       В первомайские денёчки захотелось посетить один из ближайших городов, имеющий в своем название слово "Великий". Во времена Древней Руси всего два города удостоились этой чести - вторым был Новгород.
       Ростов Великий расположен на расстоянии ~210 км от Москвы по Ярославскому шоссе, которое славится своими пробками. А уж в первые майские деньки, когда дачники массово отправляются в Подмосковье, они особенно суровы - даже выезд за МКАД затянулся на пару часов...
       Но конечная цель путешествия того стоила, ведь на небольшой территории Ростова Великого сохранилось множество старинных достопримечательностей с исконно русским духом. Достаточно вспомнить о том, что выходцем из этих мест был известный богатырь - Алёша Попович.
       Доехав до поворота на Сергиев Посад, я остановился выпить чашечку утреннего кофе рядом с придорожным кафе с ярко украшенной скульптурой лося.

Лось


       Если следовать по шоссе, то недалеко от Ростова Великого откроется вид на многоводное озеро Неро. А по соседству будет расположен поселок Поречье-Рыбное, а также села Воржа, Львы и Угодичи. Озеру приблизительно 500 тысяч лет, а значит, что это одно из немногих озёр предледникового периода в центральной России.
       Этимология названия восходит к древнему озерно-речному термину нер- (отсюда и река Нерль), хотя на этот счет есть легенда:

    Один чудак-человек искал в этих краях Ростов. Долго он плутал и совсем выбился из сил, как вдруг увидел город. Но человек засомневался и хотел было сказать: "Это не Ростов", как его тут же сразила стрела. В общем, он успел произнести только: "Это не Ро...".

       Вот такая грустная история:(

Вид на Ростов с озера Неро


       Несколько слов об истории города, поскольку без неё сложно прочувствовать дух этой заповедной земли.
       Ростов Великий считается одним из древнейших городов России, первое упоминание в летописи о котором относится к 862 году. В "Повести временных лет" о нём говорится, как о городе, которым владел Рюрик и где "первые насельники" принадлежали к финно-угорскому племени "меря".
       Согласно же данным археологии, старинное большое Сарское городище, первое укреплённое поселение на озере Неро, возникло на земле мерян в 7 веке и долгое время было их племенным центром. По одной из версий, Ростов возник, как самостоятельное поселение в дославянскую или славянскую эпоху, по другой - это был по сути перенос на новое место городища.
       Название города связывают со славянским именем Рост, но, в любом случае, город отстраивался славянами совместно с местными жителями. Интересно то, что одна из частей города до 12 века называлась "Чудской", поскольку была заселена местными жителями, которых славяне называли "чудью". Два народа отлично уживались между собой, а в случае какой-либо угрозы вместе собирали ополчение.
       В городе проживало множество купцов и долгое время правило народное вече. Княжескую власть здесь приняли очень неохотно, но в 9 веке Ростов был присоединен к государству Рюрика со столицей в Ладоге.
       В походе князя Олега на Царьград (Константинополь, Стамбул) ростовцы участвовали в качестве союзников, а с 989 по 1010 годы в городе княжил молодой Ярослав Мудрый. Со второй половины 11 века Ростов — один из двух главных городов Ростово-Суздальского княжества.
       Достаточно враждебно отнеслись ростовцы к навязываемому им христианству - два первых епископа Св.Феодор и Илларион, посланные в Ростов, были изгнаны, а епископа Леонтия вообще убили в 1073 году. В итоге в город более 70 лет не присылали нового священника.
       В 1162 году в Ростове появился первый каменный православный храм - Успенский собор, а десятилетием ранее в Ипатьевой летописи город впервые называли "Великим".
       При княжении Юрия Долгорукого могущество Ростова усилилось, а полную политическую независимость он получил уже при князе Константине Всеволодовиче (старший сын Всеволода Большое Гнездо), который в 1214-1231 году заново отстроил Успенский собор. Город становится центром Ростовского княжества.
       Ростов являлся одним из самых больших городов на северо-востоке и центром Ростовского княжества. Площадь его укреплённой части составляла более 100 гектаров. В городе были княжеский и епископский двор, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей, один из которых, Авраамиевский (основан в 11 веке). Он вырос на месте языческого капища в честь бога Велеса. А в 13 веке был основан Спасо-Яковлевский монастырь о котором речь пойдет ниже.
       В 1237 году Ростов не оказал особого сопротивления монгольским войскам, так как дружина его князя Василько Константиновича была в составе объединённых владимиро-суздальских войск, участвовавших в битве с полчищами Бурундая на реке Сить в 1238 году. Василько при этом был взят в плен и затем казнен.
       В 1297 году ростовский князь Константин Борисович выдал свою дочь за московского княжича Юрия Даниловича. Несмотря на это, Юрий в 1317 году совместно с татарскими отрядами захватил и сжег Ростов и изгнал из него князя.
       В то время один ростовский боярин, по имени Кирилл, разорился из-за набегов татар и переселился в небольшой подмосковный город Радонеж. У него было три сына - средний из них, Варфоломей, вошел в историю под именем Сергея Радонежского.
       В 1380 году ростовская дружина участвовала в битве на Куликовском поле. Нашествие татар сильно ослабило Ростовское княжество и при Василии II Темном оно окончательно вошло в состав Москвы. В 1473—1474 годах Борисоглебские князья продали остатки своих прав Ивану III, но, несмотря на потерю политической самостоятельности, Ростов становится крупным религиозным центром. В 1587 году архиепископия становиться митрополией.
       При царе Иване Грозном Ростов был взят в опричнину, а в смутное время он пострадал от войск Лжедмитрия II, оправившись лишь к середине 17 века.
       Во второй половине 17 столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове развернулось строительство новой архиерейской резиденции. За короткий срок (~20 лет) в центре города был возведён величественный ансамбль митрополичьего двора, известный сейчас, как Ростовский кремль.

Вид Ростова-Великого с южной стороны Фрагмент гравюры И.М. Белоногова 1800-1871

       В конце 18 века центр епархии был перемещён в Ярославль, тогда же по губернской реформе Ростов становится уездным центром. В городе проводилась знаменитая Ростовская ярмарка, благодаря которой город являлся важнейшим торговым центром Ярославской губернии. А в настоящее время Ростов имеет статус городского поселения с населением около ~31 тысяч человек...



      Ростовский кремль



       С самого отъезда из Москвы погода стала портиться, небо затянуло тучами, а выйдя на прогулку по Ростовскому кремлю, попал по мелкий, достаточно противный дождик. Не самая хорошая погода для прогулок и фотографий, но она совсем не испортила восприятие архитектурных шедевров древнего города.
       Как в любом туристическом месте, здесь полно сувенирных лавок с изделиями местного народного промысла.

Вид на Ростов с озера Неро


       Ростовский кремль был построен в 1670—1683 годах по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича, как его резиденция. Замысел предполагал создание Рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

Схема Ростовского кремля


       Несмотря на высокие стены, они имели скорее декоративные цели, поскольку на момент постройки город не имел оборонного значения. Кроме того, на это же указывает ряд архитектурных особенностей. Иона приглашал лучших подмастерьев каменносечного дела и иконописцев.

Стены Ростовского кремля


       Крепостная стена имеет длину 2,5 километра, 11 башен, надвратные храмы и крепкие ворота.

Вход в музей


       Сейчас Ростовский кремль – государственный музей-заповедник и чувствуется, что это святое место, связанное с историей нашей страны.

Моя фотография в Ростове


       Прохожу на территорию Ростовского кремля через ворота церкви Иоанна Богослова. Есть и другой вход, названный Святыми воротами, но он со стороны Успенского собора.

Вход на территорию Ростовского кремля


       Сама надвратная церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году и является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. В ней зодчие, как бы, усовершенствовали и развили свой опыт, поэтому она выглядит более нарядной, чем другие постройки кремля. Церковь обрамляют две башни, ворота, пропорционально и гармонично смотрятся на ней резные украшения фасадов и окон.

Церковь Иоанна Богослова


       Внутри сохранились замечательные фрески, которые были расписаны местными мастерами после завершения строительства. Кроме традиционных сюжетов из жизни Христа, в церкви изображены сцены жития Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Мастера при этом использовали самую дорогую в те времена краску - голубую.
       В 19 веке синод предложил разобрать церковь на кирпичи для строительства теплого храма при Успенском соборе, но этому воспрепятствовали сами ростовцы.

Церковь Иоанна Богослова


       От церкви идет крепостная стена с крытыми арочными переходами, известными тем, что по ним бегали герои фильма Л.Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Ведь именно здесь снимали белокаменные палаты Московского кремля.

Арочные проходы на стенах


       Красная Палата (1670—1680 годы) - это двухэтажное здание с симпатичной лестницей, окрашенное в белый цвет (название от слова красивый) и примыкающее к церкви Иоанна Богослова.
       Здание изначально строилось для принятия высоких гостей, вплоть до царских особ, но использовать его по назначению практически не удалось: вскоре после смерти Ионы Сысоевича кафедру перенесли в Ярославль.

Вид на церковь Иоанна Богослова, Красную палату


       Красная палата двухэтажная. На первом этаже была "хлебная" и восемь жилых палат. По середине "хлебной" располагался столб, пронизывающий здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам палаты.
       На втором этаже располагалась трапезная, сени и также восемь жилых палат, через которые можно было пройти на галерею. Верхний этаж к 19 веку обветшал и был перестроен - в здании устроили винные и соляные склады.
       А вот резное высокое крыльцо Красной палаты без труда узнают все приезжающие в город туристы − оно также хорошо знакомо по фильму "Иван Васильевич меняет профессию".

Вид на церковь Иоанна Богослова, Красную палату


       Слева от Красных палат находится Самуилов корпус, окрашенный в желтый цвет. Это бывшие жилые покои ростовских митрополитов. Первый этаж был построен в 16 веке, а третий - в 1770-х годах при архиепископе Самуиле Миславском.

Красная палата, Самуилов корпус


       За Самуиловым корпусом спряталось здание Белой столовой палаты, возведённое в 1672 году. Предполагается, что этот комплекс был построен по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. Нижний этаж был служебным, второй − парадным
       В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса Нерукотворного на Сенях, третью по счету церковь комплекса. Называется она так, поскольку стоит на двухэтажном подклете, где находились сени (хозяйственные помещения и кладовые).
       Каждый фасад церкви заканчивается треугольным фронтоном, а в её архитектуре были использованы черты декора собора Успения Пресвятой Богородицы. Это центральный, парадный храм Архиерейского двора, задуманный, как парадная церковь.
       В "Летописи о Ростовских архиереях", составленной уже в 18 веке, сообщается, что каменной церкви предшествовал деревянный храм, построенный "предивным образцом" тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года. Фундамент той церкви был каменным, от палат 16 века разобранных за ветхостью. Эти же фундаменты использовали при строительстве нового храма. Он был задуман как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
       Соседняя Отдаточная палата изначально представляла собой несколько деревянных пристроек к каменному зданию. А после того, как их разобрали, название привязалось к каменной части. Есть версия, что в Отдаточной палате при прощании со статусными гостями им дарили богатые подношения, откуда пошло название. По другой версии, это были продуктовые склады, откуда выдавали продукты. Белая палата вместе с Отдаточной палатой и со Спасской церковью образуют единый комплекс.

Красная палата, Самуилов корпус


       В 1730 году церковь Спаса на Сенях снова пострадала от "великого" ростовского пожара, уничтожившего половину города, но была позднее восстановлена.

Церковь Спаса на Сенях и Белая палата


       А в середине Ростовского кремля находится небольшой пруд с мостиком, рядом с которым в старину был яблоневый сад.

Самуилов и хозяйственный корпус


       Это отличное место для проведения фотосессий в древнерусском стиле.

Вид на пруд


       Красное здание с деревянным вторым этажом - это Хозяйственный корпус (Дом на погребах), где сейчас находится гостиница, в которой можно остановиться. Оно получило своё название из-за того, что стояло на обширных погребах 17 века. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам. После одного из них (в 1758 году) сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.

Хозяйственный корпус


       Вдоль высоких стен располагается еще несколько жилых, служебных и хозяйственных корпусов ансамбля, одним из которых является длинная Иераршая палата, сохранившаяся от старого двора 16 века.
       Здание знаменито тем, что здесь жил отец первого царя из династии Романовых, митрополит Филарет. Поэтому во время празднования 300-летия Дома Романовых палате было оказано особое внимание.

Иераршая палата


       С Красной палаты открывается отличный вид на Воскресенскую церковь, пруд и прилежащие постройки.

Вид на Воскресенскую церковь


       А слева расположена небольшая, но яркая, напоминающая сказочный терем, церковь Одигитрии, построенная в 1693 или 1698 году. Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество.

Вид на церковь Одигитрии


       Своим чуть более поздним оформлением – раскраской в шахматном стиле, лепными картушами и барельефами в стиле нарышкинского барокко, она выделяется из общего ансамбля кремля. Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании резиденции при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе.

Церковь Одигитрии


       Северные Святые ворота с надвратной церковью Воскресения Христова, окружённой галереей, в "стиле Ионы Сысоевича", были возведены в 70-х годах 17 века. Они представляют собой целый архитектурный комплекс, состоящий из пятиглавого храма, галереи и двух башен.

Воскресенская церковь


       Ворота ориентированы на Успенский собор и звонницу.

Воскресенская церковь


       Кто и когда расписывал церковь доподлинно неизвестно, но есть версия о том, что это могли быть костромские и ярославские мастера, в том числе и знаменитый Гурий Никитин, работавшие в Ростове в 1670-х годах. Фрески подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа.
       Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса. Из внутреннего интерьера примечателен каменный иконостас − сплошная стена с фресками и иконами.

Воскресенская церковь


       При церкви есть небольшая звонница, поставленная на стену и напоминающая внешним видом Царскую башню в Московском кремле.

Вид на Воскресенскую церковь


       Комплекс Успенского собора − это отдельная часть Ростовского кремля, гораздо более древняя. Однако, все остальные храмы и стены с башнями зодчие смогли поставить так, что они стали единым, гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем. Успенский собор с отдельно стоящей звонницей, когда-то (до конца 18 века) был кафедральным собором Ростово-Ярославской епархии, находившемся в непосредственной близости от кремля.
       Звонница Успенского собора увенчана четырьмя главами и имеет набор из 15 колоколов. Её фасады расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками, а по горизонтали – тремя поясками. На нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
       Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой. Над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенчанная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором.
       Здание было выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году, когда была отстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы – Полиелейный (1000 пудов) и Лебедь (500 пудов). Вскоре был отлит самый большой колокол Сысой весом 2000 пудов (33 тонны), имя которому дал сам митрополит в память о своем отце.
       Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. В те времена было 13 колоколов, а в 19 веке к ним добавили ещё 2. Колокола имеют каждый свою тональность и могут производить правильные музыкальные гармонические звоны.
       О колокольных звонах Ростова знают все, кто хоть немного интересовался историей России. Сохранились ноты многих звонов, которые исполняются и сейчас: Ионинский, Георгиевский, Колязинский, Звон с Сысоем… При желании, можно купить в музыкальных магазинах или церковных лавках записи звонов, но лучше всего услышать их в самом городе.
       В 1906 году композитор С.В.Смоленский в большой статье "О колокольном звоне в России" написал следующие строки:

    Здесь − созвучные, подобранные, большие колокола; на озере от них − "звон в небе", который, кажется, только и можно сравнить с торжественным величием северного сияния. <…> Но нужно отъехать с версту от Ростова по озеру и послушать звон оттуда, в тихую погоду, чтобы понять, что получается из ростовских звонов издали.
    Гармонии тянутся долго, то замирая, то усиливаясь… В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу полным восторгом. Это именно "неземная музыка", и не знаю я, есть ли еще в России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом.


       Глядя на колокола, почему-то вспомнилась байка про Петра I, колокола и Екатерину I. Для тех, кто её не знает или "знал, но забыл", напомню:

    Начало сей истории восходит к поражению Петра от шведов при Нарве, где русские потеряли почти всю артиллерию. Петр удрученно сидел в Новгороде, руководя там строительством оборонительных сооружений и не зная, чем отбиваться, если нагрянет супостат. Демидовских заводов на Урале еще не было в помине, а те, что остались от отца Алексея Михайловича, давали очень мало металла.
       И как-то поутру царю доносят, что некий посадский человек, одетый дурно и, похоже, с перепоя, хочет его видеть, да молвить некие заветные слова. Нравы тогда были простыми: хочешь – молви; складно сказал, алтын дадут, нет – подзатыльник. Подводят того малого под царевы очи, вид у него точно скверный, и он бух царю в ноги:

- Хочу, всемилостивейший, помочь твоей беде. Знаю, потерял ты пушечный наряд и гадаешь, где добыть литье для новых пушек.
- То правда, – отвечает царь, – но чем ты мог бы пособить? Вижу, и сам себе нынче не подмога.
- А вели мне чарку поднести, пропился я и задолжался, с похмелья умираю, денег ни полушки нет.

       Велит царь подать ему вина, при этом говорит:
- Ну, гляди, коли без дела мою чарку выдул, дорого ж тебе она станет!
- А я того не боюсь, такова немочь в телесах. Но уж смилуйся, дай и вторую – ужо для смелости, ибо хочу сказать тебе дело неслыханное, дерзкое, но для тебя великое спасение.

       Подали ему еще чарку, выдул он и её, очи его заполыхали, и он, перекрестясь, и шепчет государю:
- Так слушай: литья того у тебя, царь, много. На колокольнях колоколов за сотни лет поднакопилось. Коли швед придет, он те колокола снимет да увезет – так он в лихое время уже делал. А снимем-ка их сами, отольем с них пушки и одолеем ворога: Бог сильных любит! А как побьем его, и Богу все вернем.

       Такая мысль уже мелькала и у самого Петра, да больно казалась несусветной: а коли то войдет не в зуб народу – и воевать тогда придется уже с ним, а не со шведом? Но этот голодранец, показавшийся Петру посланцем Божьим, и доубедил его. Наградил он его аж тремя алтынами.
       И тут же написал указ: переплавлять колокола в пушки не только в Новгороде, но и по всей Руси. После чего в битве при Полтаве шведы и были разбиты из тех перелитых, по совету пьянчуги, пушек. Когда же к нему пришли с прошением церковные люди вернуть колокола, царь отказался это сделать.

       Минуло с тех пор еще 60 лет, и уже к царице Екатерине являются посланцы от новгородского священства. И бьют ей челом:
- Ваш предок Петр Алексеевич изволил ради победы над шведами перелить наши колокола на пушки, а потом обещал их вернуть. Да так и не вернул. Не изволит ли ваша царская милость исполнить его обещание?

       Екатерина решила выяснить, что ответил Петр на это обращение и в архивах нашли челобитную тех времен от тех же новгородских иноков, а на ней стояла следующая резолюция:

       "А х..я вам моего не надо?" И подпись: Петр.

       Тогда царица взяла перо и написала:

       За неимением оного не могу дать и того.

       Еще до звонницы существовала и более древняя восьмигранная колокольня, неоднократно упоминавшаяся в ростовских летописях 15-16 века. Её фундамент обнаружили в 1993 году археологи к югу от Успенского собора.

Звонница


       Звонница относится к Успенскому собору, и они удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более, чем одно столетие.
       История самого Успенского собора уникальна. Он был построен в 1512 году и считается пятым по счету на этом месте - до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма.
       Первым был кафедральный собор Успения Божией Матери, деревянный (от древес дубовых), заложенный еще в 991 году при князе Владимире. Это был один из первых соборов на Руси. На рубеже 12-13 веков настоятелем собора был отец богатыря Алеши Поповича.
       В 1185 году собор перестроили, а уже в 1204 году верхняя его часть обрушилась "по неискусству немчины Куфира", затем с 1213 года начали строить новое здание.
       В 1314 году в соборе был крещен сын ростовского боярина Кирилла младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. Во время большого городского пожара 1408 года собор горел "со всем украшением". Тогда было утрачено множество древних ценных икон, книг, утвари, повреждены фрески.
       Уже в 1411 году собор восстановили, не пожалев на работы и убранство средств из церковной казны. Построенное здание разобрали уже в 1508 году, чтобы начать строительство нового. Успенский собор − поистине великолепный храм высотой 60 метров. Он во многом схож с московской тезкой.
       Венчают собор пять мощных глав на световых барабанах. Первоначально главы были несколько иными (возможно, шлемовидными), но в 18 веке их заменили на нынешние луковичные, крытые лемехом.
       Во время Смуты собор, как и весь город, был захвачен и разграблен татарами и казаками, находившимися в войске Лжедмитрия, а митрополит Филарет (Романов) был взят в плен и отправлен в стан Тушинского вора. Еще до возведения на престол Михаила Романова собор отремонтировали, так что в 1613 году он уже принимал проезжавшего из Ярославля в Москву молодого царя.

Успенский собор


       В 1669 году собор был расписан мастерами из Ярославля и Костромы − артелью Севастьяна Дмитриева и Иосифа Владимирова, в которой тогда работали и знаменитые мастера Гурий Никитин и Сила Савин (позднее они расписывали и новопостроенные храмы Архиерейского двора).
       Под их фресками исследователи-реставраторы уже в советское время обнаружили фрагменты более ранних фресок, сделанных в 1589 году. Двери были выкованы ростовским кузнецом Максимом Гордеевым в 1696 году.
       Во время замены полов в 1884 году в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия – дар князя Андрея Боголюбского.

Успенский собор


       В советское время из собора были изъяты многочисленные ценности, а в 1935 году он был закрыт. Затем его передали под склад кофе-цикорной фабрики, который располагался там вплоть до 1953 года, до тех пор, пока мощнейший смерч сильно повредил здание. Собор передали Ростовскому музею-заповеднику, но состояние его интерьеров оставалось очень плохим вплоть до 1990-х годов.
       В 1991 году начались богослужения в церкви под звонницей, затем в самом соборе, а также стали проводиться реставрационные работы. Они идут до сих пор, поэтому стены собора почти полностью скрыты строительными лесами.

Святые ворота


       В конце 17 века была выстроена невысокая ограда вокруг собора, до этого он стоял на широкой просторной площади.
       Время постройки Святых ворот и ограды комплекса неизвестно, но выстроены они (либо перестроены) в стиле московского барокко. А это середина 18 века. Сейчас на Соборной площади древнего города пустынно и одиноко, а дождливая обстановка ещё усиливает ощущение печали. Но легко представить, что когда-то площадь была заполнена огромным количеством ростовчан...

Святые ворота


       На Соборной площади есть небольшая лавка, где продается чернолощеная керамика, которая была известна еще с 3 века н.э., но получила популярность только в 17 веке.

...


       Для изготовления чернолощёной керамики поверхность подсушенных изделий из глины ещё до обжига заглаживают – лощат специальным инструментом "лощилом" (им мог служить гладкий камушек).
       Затем изделия обжигаются в коптящем пламени без доступа кислорода. В результате этого процесса оно приобретает серебристо или смолисто–чёрную глянцевую поверхность.

Магазин керамики


       Нагулявшись по территории Ростовского кремля, отправляюсь в сторону небольшой фабрики, где производят в штучных экземплярах украшения из финифти.

Вид на кремль

       А между тем, погода все сильнее и сильнее портится. Задул ветерок, усилился дождь :(



      Фабрика-музей финифти и галерея



       Когда говорят о ростовском прикладном искусстве, то у меня сразу возникает стойкая ассоциация со словом финифть (от греческого фингитис, что переводится, как светлый, блестящий камень). Это древнерусское название эмали, изготовлением и росписью которой издавна славились местные мастера.
       Крупнейшая в России коллекция ростовской финифти, насчитывающая около 2,5 тысяч миниатюр 18-20 веков, находится в Музее финифти Ростовского кремля. Но, а я отправился прямо на фабрику, где можно увидеть самое интересно - процесс изготовления и росписи изделий. На фабрике есть небольшой, но симпатичный музей.

Магазин ростовской финифти


       Пришла финифть к нам из Византии в 10 веке и достигла своего расцвета на Руси в 16-17 веках.
       Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ещё ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.
       В Ростове искусство огненного письма известно с 17 века. Соперничать с ростовскими мастерами сейчас могут только эмальеры из Лиможа (их эмали известны уже более 800 лет).

Галерея ростовской финифти


       Современные миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Галерея ростовской финифти


       Основную часть сюжетов традиционно занимают религиозные темы.

Галерея ростовской финифти


       Но есть и вот такие симпатичные варианты.

Галерея ростовской финифти


       Или даже вот такие цельные короны со вставками.

Магазин ростовской финифти


       Выставочные изделия можно приобрести, но цены достаточно высокие, что неудивительно - изготовление финифти достаточно кропотливый и трудоемкий процесс.

Магазин ростовской финифти


       В целом технология изготовления эмалей состоит из нескольких этапов.

Галерея ростовской финифти


       Сначала готовят подложку. Для этого лист меди (толщиной до 1,5 мм) режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым.
       После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью (эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции).

Производство ростовской финифти


       Оборотную сторону пластинки также покрывают эмалью, но на этот раз одним слоем, называемым контрэмалью. Это необходимо сделать для противодействия деформации подложки.

Производство ростовской финифти


       После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при температуре от 700 до 800 0C, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой и не приобретет блеск, характерный для готовой финифти. На этом основа для рисунка готова.

Печь


       На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается подмалевок - наносятся основные цвета.
       Мастеру важно выбрать краску предельно точно, поскольку при обжиге она изменяет цвет. В её состав входят соли различных металлов.
       Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.
       Ещё нужно учесть, все краски имеют собственную температуру плавления и для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 раз.
       Последний этап – это помещение пластинки в ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).

Производство ростовской финифти


       Естественно краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти не раскрывает всю сложность и трудоемкость изготовления художественных эмалей. Точные секреты их производства мастера передают из поколения в поколение.
       Важно отметить, что роспись по эмали практически никогда не повторяется и каждое изделие индивидуально.

Производство ростовской финифти


       Эмалированное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Магазин ростовской финифти


       В 18 веке ростовским центром выпуска финифти стал Спасо-Яковлевский монастырь, который будет следующим запланированных местом посещения.
       И сам монастырь, и слобода при нём изготавливали чудесной красоты иконы из расписной эмали. В него стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса.
       Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники.
       Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II. Визит был связан с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского.



      Спасо-Яковлевский монастырь



       На берегу озера, где возвышается комплекс современного Спасо-Яковлевского (православного мужского) монастыря, в юго-западной части Ростова на берегу озера Неро, с середины 13 века стояли храмы женской обители. Её основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу.
       Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини.
       В честь неё монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит только сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

Церковь Спаса на Песках


       История мужского монастыря началась на 150 лет позже женского – в 1389 году.
       Его основал рядом с Княгининой обителью ростовский епископ Св.Иаков, который был изгнан из города и поселился рядом с церковью Архангела Михаила (11 век) и источником (сейчас над ним — часовня). Епископ своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.

Спасо-Яковлевский монастырь


       Вскоре возле церкви появилась небольшая община единомышленников, которая сформировала новую обитель. Сейчас мощи основателя монастыря покоятся под спудом в церкви Зачатия Св.Анны.

Ворота Спасо-Яковлевского монастыря


       Монастырь именовался Зачатьевским (по названию главного храма) или Иаковлевским — по имени основателя. В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита.
       Он провел в Ростове последние 7 лет своей жизни и внес большой вклад в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также вел активную полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. После смерти Димитрий был причислен к лику святых и был похоронен в Зачатьевском храме.

Вид на ворота Спасо-Яковлевского монастыря


       Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II. Она же упразднила женский монастырь, а его земли и здания отдала мужской обители.
       В память о присоединении Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Дмитрию, монастырь стал называться Спасо-Яковлевским Дмитриевым.

Вид со стен монастыря


       Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий собор, позднее названный Зачатия праведной Анны (Зачатьевским) (1686 год). Он был построен на месте одноимённой деревянной церкви за 5 лет.

Внутренний двор Спасо-Яковлевского монастыря


       Собор имеет классическую пятикупольную конструкцию. Центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, а остальные, синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Это сочетание цветов традиционно связано с именем Божией Матери. Освятил собор ростовский митрополит Иона Сысоевич.

Храм Св. Иакова Ростовского, Собор зачатия Св.Анны


       В соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

Внутреннее убранство храма


       А в середине 18 века мастера из Осташкова вырезали великолепный деревянный позолоченный иконостас, для которого почти 20 лет писал иконы придворный художник Венедикт Вендерский.

Внутреннее убранство храма


       Во второй половине 18 века на монастырской территории выросло много каменных строений, заменивших обветшавшие деревянные постройки. Была отстроена ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд.
       Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

Внутренний двор Спасо-Яковлевского монастыря


       Дмитриевский собор построен в стиле классицизма в конце 18 - начале 19 века на средства графа Николая Шереметьева. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе и его украшают портики с колонами и барельефами. Роспись стен внутри собора принадлежит кисти ярославского изографа Порфирия Рябова.

Собор Св.Димитрия Ростовского


       Яковлевская церковь много раз перестраивалась, в последний раз в 19 веке. Тогда её архитектор "подгонял" её под декор Дмитриевского собора. Самая высокая постройка обители - это большая трёхъярусная колокольня (70-е годы 18 века). Её архитектурный стиль полностью вписывается в монастырский ансамбль.

Колокольня, Храм Св. Иакова Ростовского, Собор зачатия Св.Анны


       Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети 18 века.

Хозяйственные постройки


       А в центре построена деревянная часовня...

Часовня Св. Иакова над Святым источником в монастыре


       ... в которой находится святой источник.

Часовня Св. Иакова над Святым источником в монастыре


       В 30-е годы 19 века на территории обители возвели каменную церковь Иакова и монастырь принял современный облик.
       Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, школа искусств и музыки, а также воскресная школа.
       Прогулка по монастырю приятна и живописна. Вся территория вымощена аккуратными дорожками, есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники и газоны.

Внутренний двор Спасо-Яковлевского монастыря


       При желании можно подняться на одну из башен монастырских стен.

Стены монастыря


       Отсюда открываются великолепные виды на весь монастырский комплекс...

Вид со стен монастыря


       ... и озеро Неро.

Вид со стен монастыря на озеро Неро

       Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим. Фотографировать и вести видеосъемку разрешено бесплатно и без ограничений.



      Озеро Неро



       Нагулявшись по городу, отправляюсь в обратный путь в сторону столицы, следуя по дороге вдоль озера Неро. Когда-то Пётр I приехал в Ростов с целью постройки потешного флота. Но ему не понравилось озеро Неро, "грязная лужа". В итоге он отстроил свой "флот" на Плещеевом озере, которое расположено недалеко отсюда - в Пересла́вль-Залесском.
       Есть предположения, что озеро Неро поглотило тот самый град Китеж, который, согласно известной легенде, ушел в тревожное средневековое время под воду.
       Косвенно это подтверждается тем, что в "Повести временных лет" Ростов упоминается уже в 862 году, как поселение давно существующее и есть сведения, что когда-то озеро поглотило древнейшую часть Ростова.
       Существуют легенды о несметных сокровищах и Золотых воротах на дне, а также другие таинственные байки, которые порождает это необычное озеро. Неудивительно, что именно отсюда пошла сказочная история об Емели и щуке.

Озеро Неро


       Кстати, озеро Неро славится своей великолепной рыбалкой, причем отличный клев здесь круглый год. Есть окунь, плотва, густера, лещи и много щук.
       Поблизости достаточно много различных баз отдыха, где можно отдохнуть с простым и незатейливым сервисом.

Тур база на озере Неро


       На одной из таких баз отдыха я сделал остановку для обеда, а также для того, чтобы переждать очередной сильный ливень и отправиться в дальнейший путь.

Встреча гостей


       Я покидал Ростов Великий с его загадочным озером наполненный его величием. Пожалуй, это один из самых колоритных городов, пронизанный древним русским духом и таинственностью. И нет ничего удивительного в том, что его называют Великим.
       В будущем хотелось бы оказаться здесь в более дружелюбную погоду, чтобы снять красочные и светлые фотографии, но это в следующий раз. Пока!

2010 г.   



                                                                                                                                                                                   Вернуться...


Поделиться ссылкой на страницу:


  <<<   В начало     |    <<   События     |     Ростов Великий